Найти в Дзене
Рок на БиС

Венгерский рок. Часть 16. Locomotiv GT. Взлет

Второй этап в истории LGT начался с приходом в группу в самом начале 1973 года нового басиста, в свое время  поигравшего с Прессером и Лауксом в Omega — Тамаша Шомло (Somló Tamás). Необходимо признать, что он был идеальной заменой Кароя Френрейса. Помимо отличного владения бас-гитарой, саксофоном, кларнетом и скрипкой, Тамаш неплохо пел и был незаурядным шоуменом. Одно время он даже работал музыкальным клоуном в цирке, и  именно благодаря ему «локомотивщики» взяли на вооружение и не раз использовали в своем имидже «цирковую тему». Шомло обладал и композиторским талантом, но, в отличие от Френрейса, был «командным игроком» и никогда «не тянул одеяло на себя».

Фото взято на www.rockbook.hu
Фото взято на www.rockbook.hu

Эти качества нового члена Loksi в полной мере проявились в работе над третьим альбомом группы — «Bummm!», вышедшем в середине того же 1973 года. По четыре номера на нем принадлежали авторству Прессера и Барты (естественно, на слова Анны Адамиш), еще два были совместными творениями клавишника и гитариста. На релизе были представлены и джаз-роковые номера, и блюзы, и баллады, и рок-н-ролл. Но вот чего там не было вовсе — это харда, который «ушел» вместе с Кароем в Skorpio.

Открывал альбом мощный джаз-роковый боевик «Ringasd El Magad» (Раскачай себя), «развернутый» из небольшой темы, закрывавшей предыдущий одноименный альбом: 

Ютуб-канал Péter Héty

В дальнейшем этот номер стал одним из главных «экспортных» хитов LGT — «Rock Yourself» и послужил основной темой в первом венгерском рок-мюзикле. Из других сильных треков мы бы выделили блюз Прессера «Kék Asszony» (Голубая женщина): 

акустическую  балладу Барты «Vallomás» (Признание): 

Ютуб-канал Kata Szokola

и задорный рочок «Gyere, Gyere Ki A Hegyoldalba» (Давай-ка выходи на склон): 

Хотя, на наш взгляд, «Bummm!» в целом был послабее первых двух лонгплеев группы, в Венгрии он, что называется, «выстрелил» и наконец-то  поставил Loksi в один ряд с Omega. Впрочем, как оказалось, ненадолго…

В том же году «локомотивщики» продолжили покорение Запада, проведя большое турне по Северной Америке совместно с местными «коллегами по железнодорожному цеху» Grand Funk Railroad. Причем зачастую заезжих венгерских музыкантов принимали более тепло, чем пребывавших в статусе суперзвезд хозяев.

Вообще 1973-74 годы были очень успешным и плодотворным временем для «локомотивщиков». Сначала общенациональным хитом стал сочиненный Габором Прессером в соавторстве с Анной Адамиш первый венгерский рок-мюзикл «Репортаж с воображаемого американского поп-фестиваля», записанный и поставленный с участием всего состава LGT (о нем мы рассказывали в 10-м выпуске нашего «сериала» о рок-сцене ВНР — ссылка внизу заметки). Музыканты Loksi с отлично поработали с певицей Катей Ковач (как ранее с Шаролтой Залатнаи), в частности помогли ей в 1974 году записать ее, вероятно, лучший альбом, который так и называется «Kovács Kati És A Locomotiv GT». (Характерно, что многие включают этот релиз в официальную дискографию LGT.) Один из лучших номеров на нем был «Várlak!» (Буду ждать) с замечательным гитарным соло от Тамаша Барты, которое тот посвятил своему умершему незадолго до этого отцу:

Ютуб-канал keiwa11

Группа много и с большим успехом гастролировала как по Венгрии, так и по другим европейским странам, (не считая упомянутого турне по Америке). Особенной популярности она добилась в Чехословакии и Польше, где, в частности, приняла участие в Сопотском фестивале. 

Тем не менее, задача «решительного прорыва на Запад», о котором мечтали «локомотивщики», по-прежнему оставалась актуальной. Ее решение могло быть обеспечено только выпуском там успешного альбома. Группа очень серьезно подошла к этому вопросу. К работе над пластинкой, вновь проходившей в Лондоне, были привлечены внушительные силы. Продюсером записи выступил Джимми Миллер (Jimmy Miller), сопродюсером и звукооператором — Энди Джонс (Andy Johns), ранее работавшие с самими The Rolling Stones. Им помогал музыкант легендарных Cream Джек Брюс (Jack Bruce), даже сыгравший на одном из треков на губной гармошке. (Забавно, что в некоторых русскоязычных источниках утверждается, что Джек на записи этой пластинки сыграл на … арфе. Вот такие приколы перевода!)  Музыка альбома представляла собой подборку лучших номеров с первых трех лонгплеев группы с текстами все той же Анны Адамиш на английском языке, перезаписанную в типично американской манере: 

Ютуб-канал Bart Glover

Выпуском и раскруткой пластинки в Англии и США занимались два серьезных «мажорных» лэйбла — CBS Epic Records и ABC-Dunhill Records. В поддержку релиза в Британии и Штатах были выпущены синглы-«сорокопятки». Увы, все труды и вложения оказались напрасны —  «экспортный» «Locomotiv GT» (не путать с оригинальным венгерским дебютником!) полностью провалился. С высот нынешнего опыта можно предположить, что это было прогнозируемо. Со времени триумфальных выступлений LGT в Англии прошло три года, рок за это время ушел далеко вперед. На западной сцене «правили бал» хард и прогрессив. Достаточно сказать, что в том же 1974 году увидели свет такие эпохальные альбомы как «Burn» Deep Purple, «Queen-II», «Rocka Rolla» Judas Priest, «The Lamb Lies Down On Broadway» Genesis, «Relayer» Yes, дебютник Rush, «Journey To The Centre Of The Earth» Рика Уэйкмэна… На этом фоне Loksi с их традиционным джаз- и блюз-роком смотрелись несколько архаично.

Предпринятая ABC Records в 1975 году попытка вывести на американский рынок под названием «All Aboard» очередную партию англоязычных опусов LGT также потерпела фиаско. На этот раз дело не продвинулось дальше выпуска «сигнальной» партии пластинок. В дальнейшем этот материал был издан в Венгрии под названием «Locomotiv GT’74 USA», а также послужил музыкальной основой при записи в Чехословакии годом позже предназначенного для Восточной Европы ещё одного «экспортного» альбома Loksi «Motor City Rock», речь о котором впереди.

Эти неудачи убедили Габора Прессера в целесообразности отбросить амбиции на «вселенский успех» и сосредоточиться на работе на родине и в Европе, прежде всего, Восточной. Трое из четырех коллег (включая Анну Адамиш) на тот момент поддержали своего лидера. В отличие от них Тамаш Барта предпочел остаться в США, что знаменовало собой конец второго этапа в истории LGT.

В дальнейшем судьба Барты сложилась во многом трагично. На первых порах он планировал продолжить заниматься музыкой, поучаствовал в качестве сессионного гитариста в записях ряда известных артистов, в том числе таких звезд, как The Beach Boys и Sly And The Family Stone. Поработал в турне с группой Джонни Риверса (Johnny Rivers). Затем занялся бизнесом и даже преуспел в нем, реализовав свою американскую мечту — одним из первых из венгров-иммигрантов купил в престижном районе Лос-Анджелеса виллу с бассейном. Там он и был найден 16 февраля 1982 года мертвым с двумя пулями в груди. Хотя смерть музыканта была официально признана самоубийством, имеется много свидетельств, что Тамаш пал жертвой криминальных разборок, поскольку в последние годы жизни активно сотрудничал и общался с лидерами местной венгерской мафиозной группировки.

В заключение — несколько номеров, посвященных памяти талантливого музыканта. (Кстати, обратите внимание, что, когда на концертах Loksi было необходимо было солировать саксофонисту, Барта с успехом брал на себя функции бас-гитариста. Так было и в Сопоте): 

Ютуб-канал Pompeii Records

Продолжение следует.

Автор заметки - МЮ.

Предыдущие заметки о венгерском роке: первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая, двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая.

#prog-rock