Найти в Дзене

Четыре тайных символа. Часть 1. Монастырская школа

Оглавление

-Вечно этой замарашке достаётся всё самое лучшее! -жаловалась Сима своей подруге Липочке.

-И не говори! Ни одёжки, ни обувки приличной нет! Ни кожи, ни poжи! Посмотреть не на что!-Липочка с гордостью огладила свои крутые бока.

Там явно было на что посмотреть.

Серафима и Олимпиада - дочери богатых нижегородских купцов были привезены сюда за тыщи вёрст родителями неспроста и держались всегда вместе. Дружили по праву землячества, гордились своим богатым происхождением.

Хотя, какое там происхождение, просто богатство. Ведь ещё прадеды их ходили бурлаками с баржами по Волге босыми. А вот деды уже, ухватив за хвост свою удачу, смогли начать какую-то торговлю. Сначала мелким товаром, а потом, благодаря коммерческой смекалке, денному и нощному непокойному труду, открыли в Нижнем лавки. Скупали товар в сёлах, продавали с хорошей наценкой, сколачивали капитал.

Вы находитесь на канале Елены Твердынкиной и читаете авторский текст повести Четыре тайных символа Часть 1

Но отцы то ещё пуще развернулись! К середине девятнадцатого века, сохранив и приумножив семейное богатство, организовали дело с размахом. Имели свои пароходы.

Симин отец - Голомызов Спиридон Игнатьевич торговал зерном. Далеко за пределы матушки -России отправлял пшеницу и овёс.

Липочкин родитель - Репин Иван Афанасьевич, наоборот, ввозил на родную землю всякий заграничный товар: чай, кофей, перец и прочие пряности. Товар мелкий, не тяжёлый, но очень дорогой! И возить и хранить надобно аккуратно, а барыши от продажи великие.

Дочек своих - пышнотелых девиц на выданье, отправили они в дальний монастырь на севере Вологодской губернии ещё год назад. Одарили местный приход щедро деньгами , а после, чуть не каждый месяц, слали сюда любимым чадам подводами гостинцы да наряды : рыбку, икорку, меда, птицу домашнюю, окорока, буженину, яйца и овощ разный, смотря по сезону, бархаты, шелка да кружева. Только носить всё это по монастырскому уставу девушкам не дозволялось. Ну уж пусть хоть примерят разок, в зеркало полюбуются да в сундуки сложат. Надо же порадовать любимое дитя.

Дочки то не в послушницы сюда были отданы. Школа была при том монастыре для девиц. Славилась на всю матушку- Русь своим воспитанием. Самые лучшие невесты выходили отсюда.

Все богатые и влиятельные господа хотели заполучить для своих сынов в жёны девушку из Ильинского монастыря.

Не было в России больше места, где учили девушек иностранным языкам, пению, рисованию, географии, истории. А ещё наставляли как управлять дом, хозяйство, понимать экономику, правильно воспитывать детей, вести умные беседы и всяким рукоделиям.

А уж про Закон Божий и говорить нечего! Воспитывали здесь девиц в благочестии и послушании, чему немало способствовала удалённость монастыря от городов, да и вообще от любых мирских искушений.

фото из личного архива
фото из личного архива

Школа была совсем небольшой. Ежегодно в класс брали всего десять девушек. Обучение длилось три года. Приходили в обучение девочки четырнадцати годов, а выходили готовые невесты. В семнадцать лет и под венец можно, пока не перестарок. Попасть сюда было невероятно сложно.

Брали или из очень родовитых дворянских семей, или из очень богатых купеческих. Но обычно одно или два места приход держал для бедных сироток из крестьянских или мещанских детей. У этих девочек не было родителей, денег или связей, но обязательно был какой-то необыкновенный талант. Только эти дети держали экзамен, для того чтобы быть зачисленными в школу, остальных брали по договорённости.

Поэтому в классах обычно водились вместе девицы по сословиям. Дворянки презирали купчих, но часто завидовали их состояниям. Купчихи же пренебрежительно отзывались о дворянках, но понимали, что родословную нельзя купить и за деньги. Опять же девочки из благородных семей обычно приходили в школу уже частично подготовленные гувернантками и боннами, поэтому языки, этикет и многое другое давалось им значительно легче.

И все вместе они объединялись, когда можно было посудачить о тех сиротках, которых по воле случая занесла сюда судьба. Но, конечно, виноват не столько случай, сколько их талант, трудолюбие, терпение и смирение.

В этом классе была одна такая девочка - Мария.

Девушку взяли из ближнего села, когда умерла её мать - кружевница Полина. Но откуда они были родом, никто не знал. Внешностью ни дочь, ни мать не похожи были на местных. Обе темноволосые, со смуглой кожей. Их обеих отличали тонкие черты лица, большие карие глаза и длинные тёмные ресницы.

Полина пришла в село, когда дочери было года четыре. Купила небольшой домик на краю, быстро научилась плести кружево. Да так споро и ловко, что быстро обошла всех местных мастериц. А узоры сочиняла необыкновенные. За её работами приезжали купцы из Вологды и Санкт-Петербурга. Говорят, что они их потом за границу продавали очень дорого.

Мужчин Полина и близко к себе не подпускала, никто не смел на порог к ней взойти. Дочь тоже была обучена разным рукоделиям : и кружеву, и вышивке. Но лучше всего получалось у неё рисовать разные картины. Могла нарисовать хоть цыплёнка, хоть котёнка. Выходил как живой!

А ещё могла нарисовать узор и тут же вышить его золотой нитью. За это умение и взяли её в монастырь. Матушка игуменья, как услышала, что Полина умерла от простуды, тут же снарядила сестёр забрать сиротку.

Теперь уже сюда приезжали охотники за редкими вышивками да кружевами, а слава монастырской школы приумножалась трудами Марии.

Так что, хоть и звали её завистницы побирушкой да замарашкой, всё это было неправдой. И деньги шли в монастырскую казну немалые за её работы, и чище да опрятнее её не было девицы.

Все девушки в школе носили одинаковую одежду - летом изо льна, зимой из тонкой шерсти. Но только Мария выглядела в этих простых платьях королевой, так изящна и грациозна от природы она была.

И вот теперь пришла в монастырь весть, что самой государыне в руки попали её вышивки. И так понравились, что требует она мастерицу себе ко двору. Шлёт за ней гонца, завтра ждут его приезда.

Ну, как тут не злословить Симе с Липочкой!

Продолжение

Спасибо за прочтение!

Ещё у меня можно почитать:

рассказ Внучка ворожеи здесь

Повесть Невозможно вернуться здесь