Я владею прачечной самообслуживания. Хочу рассказать вам про этот бизнес, его сильные и слабые стороны. Почему я рекомендую держать своё помещение, кто основные потребители моих услуг и насколько необычные вещи мне приходится иногда видеть в стирке.
О том, как появилась идея открыть прачечную
Прачечная – не первый мой бизнес. Вообще идея открыть именно её появилась после случайного разговора с человеком, с которым мы посещали один и тот же фитнесс-клуб. У него была целая сеть прачечных самообслуживания, но они находились в Европе.
Мне эта тема показалась интересной. В Европе такой бизнес есть, В Москве есть, в Питере есть, почему у нас нет? Отрасль была мне не знакома, поэтому на рожон я не полез. Хотя, как и многим в начале бизнес-пути мне казалось, что моя идея - «золотая жила».
На самом деле, конечно, нет. В таких проектах важно иметь успешный бизнес за плечами, который поможет финансами до того момента, как прачечная надёжно «встанет на ноги». Иначе просто закроетесь на второй-третий месяц работы.
В своём городе я открыл первую прачечную самообслуживания. Это было по франшизе московской фирмы. Про конкретно эту франшизу ничего плохого не скажу. А вообще рекомендую тщательно проверять договор на наличие скрытых пунктов.
Сейчас в моём городе 5 прачечных, но только одна из них мой полный конкурент, остальные – «постирушки», где ты не можешь высушить бельё, а идешь с мокрым домой.
О том, где можно открыть прачечную
В торговом центре я открываться не стал. Причина банальна – дорогая аренда и тот злосчастный пункт о праве собственника повышать стоимость аренды на 15% за год.
Мне кажется лучшим выбором станет собственное помещение на цокольном этаже. Это узкоспециализированный бизнес, кому он интересен, всегда вас найдут. Переплачивать за аренду тут не стоит. В отличие от персонала. Хотя, можно один раз поставить терминал оплаты и закрыть вопросы зарплат раз и навсегда.
Главное, сделать проект таким образом, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха сушкам. Они должны отводить его из помещения на улицу. Давид Папаскири, владелец прачечных Санкт-Петербурга открывает их в большинстве случаев на цокольных этажах.
В общежитиях тоже открываться не советую. С одной стороны, у студенческой аудитории бизнес будет востребован. С другой – администрация может выгнать вас в любой момент, посторонние не смогут посетить вас, а студенты, такой народ, что не слишком аккуратно обращаются с чужими вещами.
О персонале, посетителях и необычных вещах
Я сторонник найма администратора в прачечную. Причём мои администраторы получают высокую по меркам рынка зарплату. Сотрудник может подсказать что-то клиенту в случае необходимости, выполнит «антивандальную» функцию и самое главное, представляет мою компанию. Это важно, потому что часто моими клиентами являются гостиницы и хостелы.
У нашей рекламы нет на 100% выигрышного канала. В основном это листовки, контекстная реклама и социальные сети. Всё по чуть-чуть. Обычно люди, которые заинтересованы в наших услугах сами нас находят, благодаря сайту и аккаунтам в социальных сетях.
Также не могу отметить преобладания какой-то определённой аудитории. Наверно, выделил бы студентов, как большую группу посетителей, но ориентировать свой бизнес только на них не рекомендую.
Российский потребитель в принципе не привык к данной услуге. У большинства дома есть стиральные машинки. Например, в Америке культура стирки в прачечных развита.
Она возникла для «отмывания денег» в криминальной среде, но успешно прижилась среди населения. Кстати, сегодня прачечные в США часто держат русские или китайцы.
Администратор следит за порядком во время стирки, но всё же иногда люди умудряются постирать необычные вещи. Один раз достали кожух от болгарки.
Бывает, что в карманах оставляют ручки, ключи, даже презервативы! В этом случае экстренно выключаем аппарат и достаём.
Самое опасное – это гвозди или что-то тяжёлое. Такие вещи могут повредить оборудование.