Всем добра! Сегодня я хотела бы поделиться совершенно фантастической теорией, которая давно не даёт мне покоя. Многие годы, перечитывая роман "Джейн Эйр", я видела в нём не просто историю обретения счастья девушкой-сиротой, а нечто большее. Историю эту и так не назовёшь заурядной, она содержит немало допущений и романтических поворотов: безумная обитательница мрачного замка, любовь богатого господина, внезапное обогащение и обретение родни. Добавим к этому флёр таинственности, щедро окутывающий читателя и большей частью связанный именно с сумасшедшей.
Но в романе присутствует и другое. Некоторые важные детали, связанные непосредственно с героиней, складываются в любопытный рисунок и наводят на странные мысли. Да точно ли Джейн Эйр - обычный человек? Я считаю, она скорее походит на воплощение сверхъестественного существа. На духа в человеческом обличье, по какой-то причине избравшего земную судьбу. Я не призываю относиться к моей теории со всей серьёзностью, но думаю, что она не совсем безосновательна.
Итак, с чего бы начать? Живя в негостеприимном доме своей тётки Рид, маленькая Джейн видела мало радостей. Одной из них были книги. Упоминаются две любимые книги Джейн: "Путешествие Гулливера" Свифта и "Жизнь английских птиц" Бьюика. Воображение ребёнка живо откликалось на описания неведомых и недосягаемых стран. Более того, Джейн верила, что сказочный и потусторонний мир действительно существует. Она старательно искала следы эльфов и фей в окружающей реальности и была убеждена, что однажды своими глазами увидит их царства. Впрочем, детям свойственно верить в сказки, и ничего необычного здесь нет. Однако наряду с волшебными мирами Джейн притягивали образы суровой северной природы, бескрайних ледяных пустынь, скал, морей. Словом, диких мест, где правит лишь природа и куда редко ступает нога человека. Не правда ли, своеобразные вкусы для десятилетнего ребёнка? Весьма похоже на тоску духа по утраченному миру.
Пойдём далее. Мы помним происшествие с Красной комнатой, где Джейн заперли в наказание. Величественная и пышно обставленная, но нежилая комната, где умер мистер Рид, дядя Джейн, и где находилось его тело до погребения. Ребёнок прекрасно помнил, что комнаты этой и взрослые сторонятся. Тем более безжалостно было оставлять Джейн там одну, в темноте, вдали от повседневной жизни дома. Охваченная мистическим ужасом перед призраком, Джейн потеряла сознание и потом долго оправлялась от болезни. Моё внимание же привлёк разговор Бесси с одной из служанок, случайно подслушанный Джейн после этого события:
Что-то в белом пронеслось мимо нее и исчезло… А за ним – громадная черная собака… Три громких удара в дверь… На кладбище горел свет, как раз над его могилой...
Сказано, что Джейн хорошо поняла, о чём именно шла речь, но с читателем её соображениями не делятся. Впрочем, я всегда восстанавливала смысл сказанного следующим образом: в тот момент, когда Джейн упала в обморок в Красной комнате, нечто необычное привиделось миссис Рид, домочадцев переполошил странный стук в дверь, а кто-то из окрестных жителей видел свет над могилой Рида. Выходит, предположение Джейн, что дух дяди может явиться к ней с утешением, могло быть... правдой? Своими мыслями она вызвала его - проявилась некая связь между ней и потусторонним пространством.
Примечательно также, что сталкиваясь в Красной комнате со своим отражением в зеркале, невысокая, худая и бледная Джейн сама себе напоминает духа или эльфа. Это сравнение потом будет часто следовать за ней.
Что ж, следующим периодом жизни Джейн был Ловуд, где она продержалась целых восемь лет. Самым трудным было пережить первый год, когда в школе ещё правил бездушный попечитель мистер Брокльхерст. При нём девочки и девушки носили уродливую одежду и содержались в ужасных условиях, голодали, мёрзли. Затем вспыхнула эпидемия тифа, унесшая множество жизней. Но, несмотря на кажущуюся слабость, Джейн болезни так и не тронули. Судя по всему, она вообще не была подвержена болезням.
Перейдя в статус учительницы, Джейн стала много заниматься рисованием. Что именно она рисовала, мы узнаём намного позже, когда её папку с рисунками рассматривает мистер Рочестер. Джейн описывает нам лишь три рисунка, и по описаниям можно понять, что сюжеты всех трёх причудливы и фантастичны, от них веет чем-то сумрачно-потусторонним, недоступным пониманию обывателя. Джейн Эйр признаётся, что её видения были намного ярче и живее, но она смогла передать лишь их смутную тень. Эти рисунки производят неоднозначное впечатление на мистера Рочестера:
Чтобы довести дело до конца, вам не хватало ни мастерства, ни знаний; все же для девушки, только что окончившей школу, это странные рисунки. Что касается замысла, то он принадлежит царству фей. Эти глаза вечерней звезды вам, вероятно, приснились? Как могли вы придать им эту ясность, и притом без всякого блеска? Ведь звезда над ними затмевает их лучи. И что таится в их суровой глубине? А кто научил вас рисовать ветер? Чувствуешь, что в небе над горой настоящая буря. И где вы видели Латмос? Ибо это Латмос!
К слову, Латмос - античное название горного хребта в Турции, где богиня луны Селена, по преданиям, навещала своего фаворита Эндимиона, погружённого в волшебный сон. Один из рисунков, описанных Джейн, изображает, по-видимому, именно её. Но реальные очертания горы мистер Рочестер, много путешествовавший, вполне мог узнать. А вот откуда их знала Джейн? И как же ей удалось передать всё то нематериальное и призрачное, что не передаст иной опытный живописец? Напоминаю, на момент ухода из Ловуда Джейн Эйр было всего восемнадцать лет.
Да, однажды её потянуло на свободу, Ловуд стал казаться ей тюрьмой. Джейн захотела изменить свою жизнь. Во многом этому способствовали замужество и отъезд мисс Темпль, её друга и наставницы. Что же сделала Джейн? Она размышляла о своём будущем, озвучивала свои мысли и словно отдавала их на чей-то незримый суд. Ей приходил своего рода ответ: то - невозможно, это - реально.
Я хотела свободы, я жаждала ее. И я стала молиться о том, чтобы мне была дарована свобода. Но, казалось, слабое дыхание ветерка унесло мою молитву. Затем я стала просить о более скромном даре – о новом стимуле, о перемене. Но и эту просьбу точно развеяло в пространстве. Тогда я воскликнула почти в отчаянии: «Пошли мне хотя бы новое место!»
Кажется, будто Джейн обменивается информацией с некой сверхъестественной материей, считывает знаки и символы, недоступные другим. Это можно назвать интуицией, но, на мой взгляд, описан другой механизм, опять-таки говорящий о связи с тонким миром.
В следующей части я закончу свои наблюдения. В статье были использованы кадры из экранизации 1973 года с Сорчей Кьюсак и Майклом Джэйстоном. Спасибо всем, кто прочёл. Надеюсь, было занимательно )
Джейн Эйр: дух или человек? Часть 2