Ох, уж эти коварные детские вопросы, которые загоняют взрослых в тупик. "Почему дед и баба плакали?"- это про сказку Курочка Ряба. "Когда колобок катился, он глаза закрывал или нет? Если закрывал, то как дорогу выбирал? А если нет, то ему в глаза пыль будет попадать". Одни вопросы заставляют смеяться, другие думать, а бывают и такие, когда не знаешь, куда бежать и что делать!
Когда я только начинала работать в детском саду, мне пришлось работать на старшей группе, подменяя основного воспитателя. Дети большие, самостоятельные, в первый день после яслей я даже растерялась. А им точно нужен воспитатель? И что я должна делать, если они такие взрослые? Вышли на прогулку. В нашем детском саду было много старых деревьев на которых росли опята. А в тенистых и влажных овражках периодически появлялись стройные ряды поганок. Это всё регулярно вычищалось, убиралось и снова вырастало.
Подбегает ко мне мальчик и спрашивает:
- Ольга Васильевна, а как по вкусу отличить съедобный гриб от несъедобного?
Волна панической атаки!
У меня перед глазами пронеслось как на экране: любопытные дети пробовали на вкус поганки! (Я же привыкла, что мои малыши всё тянут в рот!) Моя буйная фантазия уже нарисовала картину маслом, со всеми вытекающими последствиями!
Помню, как я бегала по участку, с вытаращенными глазами и орала:
- Где грибы?! Кто сорвал?!
Ошалевшие от неожиданности дети, как это водится, принялись спихивать друг на друга.
- Это не я, это Юрка!
- Не ври, я их не трогал, ты сам их сорвал!
- Вы их в рот брали, жевали?
- Нееет!!! Грибы же нельзя руками трогать!
Тут постепенно до меня начинает доходить, что дети-то не маленькие, вполне уже разумные. Пытаюсь успокоиться и разговаривать с детьми нормально, насколько это возможно в моем трясущемся состоянии. Дети, чувствуя, что меня уже отпустило, заулыбались. Наперебой кинулись объяснять мне, чем отличаются опята от поганок. Какие грибы съедобные, а какие нет, и чем они опасны.
Начинаю дышать более-менее ровно, хотя ручонки ещё дрожат!
- Почему ты спросил, про вкус? - обращаюсь с мальчику.
- Ну например, бывают же грибы внешне похожие. Вдруг нечаянно попадутся плохие, можно сразу по вкусу определить что он несъедобный, или нет?
Вопрос был риторический, а паника у меня самая настоящая!
Как же это страшно отвечать за жизнь и здоровье чужих детей, когда тебе всего двадцать лет! В пятьдесят тоже страшно, но уже опыт подсказывает, где возможна реальная угроза, там и страхуешься.
А детские вопросы я люблю! Правда почему-то сейчас дети стали реже их задавать.
И это меня беспокоит. Раньше читая сказки приходилось несколько раз прерываться, чтобы разъяснять непонятные слова. А сейчас тишина. Просто слушают, и довольствуются моими пояснениями.
Может быть это от того, что сейчас дети получают слишком много лишней и ненужной информации? Уставший мозг не справляется с таким объёмом мусора и отдыхает? Это же страшно! Или я опять зря паникую?