Строительство дорожных покрытий — это процесс, насчитывающий уже не одно тысячелетие. Материалы подбирались в течение долгого времени, тщательно изучались их свойства и особенности. Регулярные нагрузки, которым подвергается дорожное полотно, ставит большое количество задач перед строителями, но главная из них — создать идеальное покрытие. Дорожный бетон используют именно с этой целью.
Данный материал относится к тяжелым бетонам, необходимым для укладки аэродромных покрытий и дорожного полотна. Главное его отличие состоит в том, что он справляется со значительными нагрузками, имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Таким образом, долговечность — важнейшее требование к дорожному бетону, которое он с успехом выполняет.
Состав бетона
Состав бетона — цемент и зернистый наполнитель. Фиброволокно — важный компонент строительного материала. Для прочности и высокой стойкости используются специальные добавки, повышающие качество материала. За счет полимерных смесей улучшается прочность бетона — в том числе в агрессивной среде. Благодаря фиброволокну, создающему динамическое воздействие, повышается устойчивость к внешнему воздействию. Довольно часто фиброволокно применяется в строительстве автомобильных магистралей.
Стоит помнить, что для приготовления правильного раствора нужно строго придерживаться рецептуры. При приготовлении бетонного раствора, важно соблюдать пропорции песка, цемента и добавок. Воды не должно быть слишком много, так как это может ухудшить механизм действия добавок.
Классификация дорожного бетона
Используется следующая классификация дорожного бетона:
- Бетон для монолитных (однослойных) покрытий, верхних слоев покрытий, состоящих из двух слоев, а также для последнего слоя дорожного покрытия многослойной структуры. Так, как внешний слой дороги подвергается воздействию агрессивных факторов и значительным транспортным нагрузкам, то к характеристикам материала предъявляются повышенные требования.
- Бетон, применяемый для формирования первого слоя покрытий, состоящих из двух слоев. К данному типу бетона предъявляются не такие высокие требования.
- Бетон для укладки капитального дорожного покрытия. На слои такого бетона не оказывают влияние значительные нагрузки, и при обустройстве материала возможно использование материала более низкого качества.
Марки дорожного бетона
Качественные характеристики для данного материала и его составляющих регламентируются:
· ГОСТ 10268-80;
· ГОСТ 25192-2012;
· ГОСТ 26633-91;
· СНиП 5.01.23-83.
Бетоны разного назначения содержат такие компоненты, как щебень и гравий. Важнейшая характеристика материала — плотность, которая варьируется от 1900 до 2600 кг/куб.м. Легкий бетон, в составе которого есть рыхлые заменители, имеет более низкую плотность — всего 500-1400 кг/куб.м.
Самые распространенные марки дорожного бетона — M200, M300 и M400. Дорожный бетон с небольшим содержанием цемента называется «тощим». У смеси с подобной дозировкой достаточно низкая цена, если сравнить с материалами других марок. Цена бетона марки M200 значительно выше стоимости «тощего» бетона М200 В15 Ж4, который часто применяется в строительстве дорог.
Сферы применения дорожного бетона
Выделяют различные сферы применения дорожного бетона. Из данного материала производятся:
- мосты;
- аэродромные и дорожные покрытия;
- железнодорожные шпалы;
- водопропускные трубы;
- гидротехнические и транспортные тоннели;
- водохозяйственные и мелиоративные сооружения.
Дорожный бетон наиболее часто применяется при сооружении муниципальных дорог. Получается довольно прочное покрытие. В сфере домашнего хозяйства материал также распространен: из него строят подъезды к гаражам и места для парковки.
Качество бетона
Основным параметром, от которого зависит качество данного материала, является марка. Это этого фактора зависит качество бетона, его водонепроницаемость и прочность, а также устойчивость к температурным колебаниям. Стоит заметить, что прочность смеси — очень переменчивый фактор. При замешивании раствор не является прочным, а при схватывании этот показатель существенно возрастает. Например, спустя 6-7 дней после заливки, смесь набирает высокую прочность, спустя месяц — расчетную прочность, а через несколько лет данный показатель становится очень высоким.