Найти в Дзене
RelaxGoodMusic

Переходный тяжелый танк или злоключения ИС-1

Оглавление

Если причиной модернизации Т-34 и появления Т-34-85 явился немецкий танк Пантера, то ИС-1 обязан своим появлением Тигру. Необходимость замены КВ-1 была явной, а попутно, пока шла разработка, в Челябинске освоили КВ-1с, КВ-85, а кроме того средний тяжелобронированный танк КВ-13. Такой огромный труд был, конечно, не напрасен - на выходе получилась машина, которая должна была стать одним из лучших тяжелых танков в мире, но речь тут не о ИС-1 (ИС-85), чей век оказался очень короток, а о его приемнике ИС-2 (ИС-122). А мы поговорим о ИС-1 и тех перипетиях, которые выпали на его долю.

При создании прототипов нового танка опирались на два последних варианта КВ-13. Один прототип был вооружён 76,2 мм пушкой ЗИС-3 и получил обозначение ИС-1, а второй был оснащен 122 мм танковой гаубицей У-11, а его башня была взята с опытного тяжёлого танка КВ-9 Этот прототип получил обозначение ИС-2, но надо помнить, что к серийному ИС-2 (ИС-122) этот прототип отношения не имеет.

Первоначальные испытания прошли успешно, на фоне танков КВ хорошо смотрелись оба прототипа. Но когда прошли испытания с трофейным Тигром I оказалось, что противотанковые артсистемы имеют низкую эффективность против его брони.

Постановлением ГКО от 5 мая 1943 года была поставлена задача разработать для КВ-1С и нового танка ИС танковые орудия 85 мм, с баллистикой зенитного орудия 52-К. Уже в июле 1943 опытные образцы таких пушек были готовы для проведения испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро создало пушку С-31 Горшкова и Грабина, в которой соединило 85- мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3. КБ завода № 9 под руководством  Петрова предоставило пушку Д-5Т созданную на базе 85-мм пушки Д-5С для САУ СУ-85. Пушку отличали малая масса и небольшая длина отката.

Однако 85-мм орудие невозможно было установить на погон 1535 мм, который пришлось увеличить до 1800 мм под новую трёхместную башню. При этом увеличился объем боевого отделения и общая длина танка. Был установлен шестой опорный каток. Такие изменения неминуемо привели к росту массы танка до 44 тонн.

В начале июля 1943 года, на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку были готовы два прототипа. Первый с пушкой С-31 и второй  с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». В итоге предпочтение было отдано пушке Д-5Т, боекомплект которой составил в итоге 59 выстрелов.

-2

Первым этапом запуска ИС-1 (или как его ещё именовали ИС-85 по калибру установленного орудия) в серийное производство стало освоение производства КВ-85. Башни оба танка использовали одинаковые. С сентября по декабрь 1943 было поручено выпустить 100 новых машин. Однако с выпуском вышли большие проблемы. Многие агрегаты и узлы танка были абсолютно новыми, как например по большей части литой корпус. Вообще, это был первый случай такого массового использования литых корпусных деталей танка в СССР.

Так как по сравнению с КВ-1С и КВ-85 увеличивалась толщина бронирования, то при литье часто образовывались трещины. С этой проблемой сталкивались и ранее - при литье башен для КВ-85. Проблему лечили достаточно просто - трещины заваривали, что приводило к очень характерным швам, которые можно увидеть на фотографиях.

По итогам испытаний прототипов ИС-1, высказывались и пожелания замены пусть и надежного, но уже считавшегося слабым двигателя В-2 ИС на новый и более мощный.

Хотя, впоследствии, более мощный двигатель не получил ни только ИС-1, но и даже ИС-2. Это улучшение не было проведено, как не были установлены и резиновые брызговики по образцу английского Valentine, в силу дефицита резины в СССР.

Нарекания вызвала и выхлопная система, патрубки которой, сделанные по типу таковых на Т-34, выводили выхлопные газы в воздухоприток. Переделок требовали и другие системы, как например механизм наведения орудия, неполадки которого перешли к ИС-1 от КВ-85.

Хотя Челябинский Кировский завод был основательно загружен производством Т-34, подготовка к серийному производству ИС-1 проходила в штатном режиме. Хотя приоритет Т-34 всё равно не позволял сосредоточиться на новом танке. Только весной 1944 года, когда производство тридцатьчетверки на ЧКЗ было прекращено, завод смог полноценно перейти на производство новых тяжелых танков.

Вопреки всем проблемам, первые ИС-1 выпустили в конце октября 1943 года, причем раньше обозначенного срока.

-3

Хотя визуально первые ИС-1 очень походили на Объект 237, их всё же достаточно легко отличить. Люк-пробка серийного танка был расположен несколько выше, была упрощена конструкция выхлопных патрубков, которые теперь были направлены вбок, чтобы выхлоп танка не попадал в воздухозаборник танка. Также упростили конструкцию верхнего кормового листа.

Первые танки были сданы раньше запланированного срока, а вот уже в в ноябре 1943 случился вполне ожидаемый провал производства, и к 16 ноября было сдано всего 3 танка. Нагнать план на ноябрь 1943 в 25 танков почти удалось - последний 25 танк был выпущен утром 1 декабря. Но из этих 25 танков прошли приемку только 14 - остальные вернулись на доработку. Причина в том, что ИС-1 был новой и совершенно не знакомой коллективу ЧКЗ машиной. И, если первые 10 танков помогали собирать непосредственные разработчики Объекта 237 - прототипа ИС-1 и их качество было достаточно приличным, то без их участия качество машин резко упало.

Дефекты, выявленные у прототипа и устраненные, поменялись на новые и первый из них - деформация траков при пробеге, в силу того, что гусеница справа задевала фланец кронштейна первого балансира. Эта проблема была обнаружена в ноябре 1943 и по её причине приемку танка даже пришлось приостановить. Проблемы были при литье и сварке. Это было вполне объяснимо - смена заводом типа выпускаемого танка с КВ на ИС не могла пройти безболезненно.

С 1 декабря 1943 года на ИС-1 планировалась замена половинчатых траков на цельные и без гребней, однако половинчатые траки продолжили ставить и, впоследствии, их можно было встретить и на ИС-2, и на ИСУ-152. Хотя такая замена и была отчасти проведена, но даже на машины одного типа продолжали ставить оба варианта траков.

На ЧКЗ сильно давили - текст постановления ГКО № 4043 ясно говорил, что ИС-1 только переходный танк к ИС-2, что совершенно не отменяло производства первого. А ведь даже в начале 1944 не было окончательно утвержденных технических условий приемки башен и корпусов ИС-1.

-4

Очередная проблема с приемкой нового промежуточного танка настигла ЧКЗ в декабре и стоила своих постов руководству 1 цеха завода. В носовой детали корпуса нашлась усадочная полость с усадочной рыхлостью. Пришлось вносить изменения в технологию, что решило проблему только частично.

Несмотря ни на что, ЧКЗ план выполнил и сдал за декабрь 1943 40 ИС-1. В январе 1944 цифры были те же. Качество машины постепенно улучшалось, но рекламаций все равно было много.

Танк за время своего производства визуально менялся не существенно В январе 1944 года машина была оснащена новыми поворотным механизмом и прицелом ТШ-15, хотя и ранний прицел 10Т-15 устанавливать продолжали.

Технические условия по производству танка ИС-1 не были сформулированы окончательно вплоть до прекращения его производства. Ряд требований по улучшению конструкции остались так и не реализованными.

Первая партия новых тяжелых танков из 21 машины ушла на фронт 23 декабря 1943 года, в 58 гвардейский танковый полк. Туда отправилась 21 машина. Столько же танков ушло в Тулу на комплектование 8 гвардейский танковый полк. Всего же за декабрь в войска был отправлен 61 танк.

Лобовая деталь танка была литой с толщиной сверху 120 мм при угле наклона в 30 градусов, и 60 мм, при угле наклона в 78 градусов. Снизу лобовая деталь имела толщину 100 мм и отрицательный угол наклона в - 30 градусов. Броня корпуса была сварная, из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Башня танка, с толщиной в 100 мм имела угол наклона в 15 для увеличения снарядостойкости.

Боевой дебют ИС-85 состоялся 19 февраля 1944 года и был неудачным.

Рота из 5 танков ИС-1 поддерживала наступление 109-й танковой бригады в направлении на Лисянку. В результате огня немецких Пантер 2 танка сгорели, а 3 были подбиты с дистанции до 1 км. На этой дистанции у Пантер проблем с ИС-1 не было, пушка KwK 42 L/70 уничтожала их достаточно легко. Не Тигр, а именно Пантера представляли наибольшую опасность для ИС-1 и других советских танков на поле боя, как более быстрые, хорошо бронированные в лобовой плоскости и оснащенные лучшей по бронепробиваемости пушкой. Следующие бои показали, что от пушки Тигра ИС-1 защищен достаточно надежно.

По опыту применения ИС-1 были сделаны следующие выводы.

Танк не имеет существенных преимуществ в борьбе с тяжелыми танками противника. Зато наделен целым рядом конструктивных недостатков, как то: слабая, в сравнении с танками противника артсистема, недостаточная защита башни танка и передней его части, ненадежность ходовой части и механизма переключения передач, малый запас хода.

Но время ИС-1 уже ушло. 10 марта 1944 произошел гораздо более успешный боевой дебют ИС-2. Хотя нарекания к первому танку всё же были приняты к сведению.

ИС-1 наиболее широко применялся в период зимы-весны 1944 года.

Пережили войну только единичные танки этого типа.

-5

Такая сложная судьба была у ИС-1 - стать последней, но все же лишь ступенькой для одного из лучших тяжелых танков Второй мировой - ИС-2. Некоторые считают, что безоговорочно лучшего.