Найти в Дзене
Женщина в истории

"Всё в прошлом": история известной картины Василия Максимова

Оглавление

Сегодня предлагаю Вам окунуться в одно очень интересное произведение. Это, возможно, будет погружение не из простых, но вот равнодушным остаться в любом случае вряд ли получится.

Художник. Сын крестьянина

Василий Максимович Максимов прошёл очень интересный путь. Он родился 17 января 1844 года в деревне Лопино. Василий Максимович - сын крестьянина. Которому, однако, было суждено стать очень видным художником.

Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской, источник: Википедия).
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской, источник: Википедия).

С 1855 по 1862 год наш герой учился в Петербурге в иконописных мастерских. В 1863 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

И дальше уже придерживался выбранного маршрута. Василий Максимов стал успешным в своём деле, признанным мастером. Но в этой статье я не буду вдаваться в детали биографии художника.

Ведь гвоздь программы - его прекрасная картина!

Где-то в деревне Шубино...

В 1866 году Василий Максимов переехал в расположенную в Корчевском уезде Тверской губернии деревню Шубино. Там он работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых.

Художник был под большим впечатлением от обстановки, в которую попал: богато обставленная графская усадьба, и при этом - рассказы о былом величии и упадке, к которому всё идет.

Судя по тому, что нам известно от Ариадны Максимовой-Скалозубовой, дочери художника, именно в Шубино в 1866 году у Василия Максимовича...

"...зародилась мысль о картине „Всё в прошлом“, которую он вынашивал почти 30 лет".

Кстати, именно в тех краях художник познакомился со своей женой, Лидией Александровной Измайловой (дочерью статского советника, чья небольшая усадьба Любша находилась на берегу реки Волхов). По воспоминаниям самого Максимова, он

"...полюбил эту дивную девушку, полюбил страстно, свято".

29 января 1868 года они обвенчались.

А в 1885 году, после смерти родителей жены, семья Максимовых получила в наследство ту самую усадьбу Любша. Хотите небольшую экскурсию по этому прекрасному месту? Благодаря воспоминаниям Ариадны Максимовой-Скалозубовой у нас с вами есть такая возможность:

"Любша — это маленькая усадьба на правом, крутом берегу Волхова. Старый дом с черёмухами под окнами. Большой запущенный сад спускался с горы к берегу, обнесённый обломками плит и частоколом, с глубоким колодцем внизу сада, под тенью вековых елей, с липовой аллеей, кустами сирени, роз и акаций, малины, крыжовника, смородины".

Красота!

Неудивительно, что сад этой усадьбы и стал декорацией для картины, задуманной художником годы назад.

А вот прототипом барского дома стал соседний дом, принадлежавший помещице Богдановой. Он изображён на этюде, по всей видимости созданном Василием Максимовым в начале 1880-х годов. Впоследствии этюд находился в собрании А. В. Максимовой-Скалозубовой.

Этюд к картине «Всё в прошлом», масло, 1880-е (источник: Википедия).
Этюд к картине «Всё в прошлом», масло, 1880-е (источник: Википедия).

Быт и искусство

В 1855 году был написан первый живописный эскиз к будущей картине. А два последующих года Василий Максимович занимался обустройством усадьбы. Постройка жилых комнат и мастерской художника (также располагающейся в усадебном доме) была закончена к 1887 году.

А что же дальше? Ну, конечно - новоселье!

Вскоре после его празднования художник написал картину, которая так и называлась: "Новоселье". И, по всей видимости после её окончания, принялся работать над "Всё в прошлом" (1888 и 1889 годы).

Для этой картины Максимов написал несколько пейзажных этюдов.

В письме к Павлу Третьякову от 14 января 1889 года художник называл свою новую картину "Забытая усадьба":

"С радостью жду посещения моей утлой мастерской собратьями по кисти, что-то скажут о моей „Забытой усадьбе“?".

Но уже спустя три месяца, в письме Третьякову от 8 апреля 1889 года, Василий Максимов называет свою работу "Всё в прошлом".

С тех пор название закрепилось.

Эскиз к картине «Всё в прошлом», масло, 1885 (источник: Википедия).
Эскиз к картине «Всё в прошлом», масло, 1885 (источник: Википедия).

А вот что писал наш герой Илье Остроухову (художнику-пейзажисту и коллекционеру) в письме от 5 декабря 1895 года:

"Дом и весь пейзаж мною сочинены были раньше, чем я обработал фигуры, над поворотами которых я долгонько мозговал и додумался только уже в самой картине, обрабатывая её углём. Костюм весь и вся обстановка были у меня в запасе как наследие моей тёщи, франтихи-профессорши сороковых годов".

Картина была закончена в 1889 году. Её представили на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, проходившей в Петербурге и Москве.

И в том же 1889 году её приобрёл Павел Третьяков. Картина до сих пор принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

Главная картина жизни

"Всё в прошлом" имела огромный успех! Успех такого уровня, повторить который художнику не удалось. Чтобы сводить концы с концами, Василий Максимов повторял это произведение, ведь оно продолжало пользоваться популярностью. Только вдумайтесь: авторских повторений "Всё в прошлом" было написано более сорока!

"Всё в прошлом", Василий Максимович Максимов (1889 Холст, масло. 72 × 93,5 см, источник: Википедия).
"Всё в прошлом", Василий Максимович Максимов (1889 Холст, масло. 72 × 93,5 см, источник: Википедия).

Перед нами барыня и её служанка-наперсница у порога флигеля, основное здание усадьбы - на заднем плане.

Окна заколочены, деревья засохли, запустение...

А у самого флигеля распустился куст сирени. Солнечный день. Самовар, посуда, белоснежный чепец, подушка под ногами барыни, лежащий подле спаниель.

В качестве барыни художнику позировала его невестка Варвара, жена брата (Алексея).

"Она полна сознания своего былого достоинства. Перед нами барыня, когда-то властная и жестокая".

Служанка - простая деревенская крестьянка. Даже сейчас она при деле - вяжет чулок.

В своих "Воспоминаниях о передвижниках" художник Яков Минченко так написал о Максимове:

"Наибольшую популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни… К сожалению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича".

Яков Данилович Минченков, русский и советский художник. (1871—1938, источник: Википедия).
Яков Данилович Минченков, русский и советский художник. (1871—1938, источник: Википедия).

Такая вот история, такая вот картина. Если будете в Третьяковской галерее - обязательно уделите ей время. Удивительным образом полотно до сих пор не утратило ни своей актуальности, ни своего очарования.

Впрочем, разве не в этом сила настоящего искусства?

Благодарю за внимание.

"Старые девы" в истории России: скульптор Анна Голубкина.

Женщина, которая "оживляла" наших литературных героев.

Как появилось прозвище "синий чулок".

Шахтёрка, труженица, политзаключённая: сильные женщины и их истории в картинах Николая Касаткина.

Анна Энгельгардт: родоначальница женского общественного труда.

Источники: Википедия.