Найти в Дзене
Malen'ko

Михаил Врубель со своими демонами

Михаил Александрович Врубель родился в Омске, в семье никак не связанной с живописью, но все равно стал художником, это роднит его биографию с Ван Гогом. В юношестве он увлекался философией Канта. Какую же все-таки роль сыграли Немецкие философы в судьбе России! Благодаря Канту Врубель уверовал в собственный гений и решил его реализовывать, а так как самым любимым видом искусства Михаил Александрович считал живопись, он решил стать художником. Ему было 24 года, и новоиспеченный ученик поступил в художественную академию вольным слушателем. Академические годы После поступления Врубелю удается попасть в частном порядке в мастерскую к Павлу Петровичу Чистякову. Он был учителем для многих знаменитых российских художников, таких как: Репин, Суриков, Поленов, Серов и даже Васнецов. Все отзывались о Павле Петровиче как о своем хорошем учителе, и сам Врубель впоследствии описывал годы, проведенные в мастерской Чистякова "как самые светлые в своей художественной жизни". Работой, ознаменовавшей
Оглавление

Михаил Александрович Врубель родился в Омске, в семье никак не связанной с живописью, но все равно стал художником, это роднит его биографию с Ван Гогом. В юношестве он увлекался философией Канта. Какую же все-таки роль сыграли Немецкие философы в судьбе России! Благодаря Канту Врубель уверовал в собственный гений и решил его реализовывать, а так как самым любимым видом искусства Михаил Александрович считал живопись, он решил стать художником. Ему было 24 года, и новоиспеченный ученик поступил в художественную академию вольным слушателем.

М. А. Врубель - Автопортрет 1882 г., Картина взята в качестве иллюстрации
М. А. Врубель - Автопортрет 1882 г., Картина взята в качестве иллюстрации

Академические годы

После поступления Врубелю удается попасть в частном порядке в мастерскую к Павлу Петровичу Чистякову. Он был учителем для многих знаменитых российских художников, таких как: Репин, Суриков, Поленов, Серов и даже Васнецов. Все отзывались о Павле Петровиче как о своем хорошем учителе, и сам Врубель впоследствии описывал годы, проведенные в мастерской Чистякова "как самые светлые в своей художественной жизни".

В. Серов. Портрет П. П. Чистякова. 1881 Картина взята в качестве иллюстрации
В. Серов. Портрет П. П. Чистякова. 1881 Картина взята в качестве иллюстрации

Работой, ознаменовавшей окончание периода обучения в академии стала акварель "Пирующие римляне". Она так и не была закончена, но по ней мы можем увидеть, что даже в академических рамках Врубель уже выражал свой собственный стиль. Это была мучительная 2-х летняя работа, как писал Михаил Александрович в письмах своей сестре. Он так и не закончил ее, подумав, что эти формы для него себя исчерпали.

М. А. Врубель - Пирующие римляне. 1883 Картина взята в качестве иллюстрации
М. А. Врубель - Пирующие римляне. 1883 Картина взята в качестве иллюстрации

Киевский этап

Затем пришел новый этап жизни Врубеля. Его порекомендовали на реставрацию Кирилловскрй церкви в Киеве. Его пригласили, потому что заказчику был нужен художник, способный выполнить реставрацию икон, работающий в академическом стиле и недостаточно известный, а значит дешевый. Тут он находит свой стиль и своих демонов. По тому, как он реставрировал иконы, сразу было понятно, что о реставрации тут и речи быть не может. Михаил Александрович работал в своем стиле и был как-будто соавтором этих произведений. Его заказчик Прахов даже отметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в совершенно особом стиле».

Признание

Расписывая храм Врубель влюбляется в жену своего заказчика и после своей командировки в Венецию делает ей предложение. Конечно, после такого он не мог долго оставаться в Киеве. У него случился тяжелый кризис веры, и уже в Москве его пригласили делать иллюстрации для нового издания Лермонтова, и Врубель опять возвращается к своим демонам. После работы над иллюстрациями, Врубель начинает серию своих демонов. Его демоны - это история о смерти нашего мира. И первый - "Демон сидящий", он символизирует размышление. Второй - "Демон летящий", символизирующий сражение. И третий - это "Демон поверженный" - поражение.

М. А. Врубель "Демон сидящий" 1890 г. Картина взята в качестве иллюстрации
М. А. Врубель "Демон сидящий" 1890 г. Картина взята в качестве иллюстрации
М. А. Врубель "Демон летящий" 1899 г. Картина взята в качестве иллюстрации
М. А. Врубель "Демон летящий" 1899 г. Картина взята в качестве иллюстрации

Последний демон Врубеля заслуживает отдельного внимания. Врубель хотел сделать эту картину самой яркой. По замыслу художника демон должен был умереть в пике своего блеска. Золотые перья символизируют деньги и алчность, а красная, ярко-алая корона - смерть и поражение. Для этой картины Врубель разрабатывает специальные краски и дописывает ее прямо во время выставки. И демон действительно умирал в пике своего могущества, картина сияла, алая корона была похожа на звезду, но Врубель добивался другого. Уже к концу выставки краски начали тускнеть, а демон умирать. Врубель сделал один из первых в мире перфомансов в истории. Потому что демон вместе с тускнеющими красками действительно умирал прямо у всех на глазах. Это было неповторимо, художник добился чего хотел. Сейчас мы можем только гадать, как это выглядело на той самой выставке.

М. А. Врубель "Демон поверженный" 1902 г. Картина взята в качестве иллюстрации
М. А. Врубель "Демон поверженный" 1902 г. Картина взята в качестве иллюстрации

Поздние годы

Затем психическое здоровье Врубеля ухудшается, он уезжает в Москву, через несколько лет умирает сын Врубеля и он совсем угасает, бесконечные внутренние кризисы художника не дают ему обрести покой. Под конец жизни Михаил Александрович становится совсем плох, а последние 4 года вообще только существует. Но он все-таки успевает написать пару своих знаменитых поздних картин.

Конечно сложно отразить в небольшой статье все жизненные годы и полный анализ творчества Врубеля. Но это был необычный художник своего времени. Его жизнь полна метафор, самая главная из которых, конечно, его демоны, которые в конце концов его и довели. Он пытался их переписывать, но его современники говорили, что он только портит их этим. Но все равно Михаил Александрович Врубель из самоучки смог стать одним из великих российских художников, за что мы благодарны ему по сей день.