В Германии существует двухуровневая система государственной власти и соответственно отдельные органы власти на каждом уровне: федеральном и земельном. Структура органов власти в Германии определена конституцией; в частности, на федеральном уровне к постоянно действующим органам государственной власти относятся 5 органов власти и 2 временно создаваемых для определенной цели комитетов.
Система органов государственной власти России также двухуровневая и состоит из федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.
Государственная дума - это нижняя палата российского парламента, Федерального Собрания. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции РФ.
Госдума избирается сроком на пять лет. В состав нижней палаты парламента входят 450 депутатов. С 2016 года голосование идет по смешанной системе: половина депутатов избирается по партийным спискам, половина - по одномандатным округам.
Полномочия Госдумы определяет статья 103 Конституции РФ. Государственная Дума Российской Федерации:
- Принимает федеральные законы
- Утверждает федеральный бюджет
- Выражает согласие на назначение председателя правительства - премьер-министра
- Назначает и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину аудиторов
- Назначает и освобождает от должности уполномоченного по правам человека
- Объявляет амнистию
- Может инициировать импичмент - выдвинуть обвинения против президента для отрешения от должности и т.д
Бундестаг или федеральный парламент - это законодательный орган Германии, он состоит из примерно 600-700 депутатов, избираемых гражданами страны сроком на 4 года. Депутаты являются представителями народа и свободно принимают решение при рассмотрении и принятии законов. Депутаты в Бундестаге, имеющие схожие политические цели и интересы образуют фракции или объединения депутатов. Также в Бундестаге действуют постоянные комитеты, выполняющие определенные задания, а также комитеты федеральных министерств; во главе каждого комитета находится председатель комитета. В Бундестаге проходят заседания для обсуждения и принятия новых законов, которые принимаются большинством голосов. Депутаты Бундестага выбирают председателя Бундестага и его заместителей.
Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации. Совет Федерации на постоянной основе не работает.
В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.
Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т. п. обязательны к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает так же, как и Президент, правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.
Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.
Бундесрат - это представительство федеральных земель Германии на федеральном уровне власти, он состоит из членов правительства каждой федеральной земли. Благодаря этому органу, все земли страны участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти страны. Примерно 1 раз в месяц проходят пленарные заседания Бундесрата, на эти заседания приезжают представители Правительств всех земель Германии. Бундесрат избирает своего председателя сроком на 1 год. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Бундесрат проверяет и одобряет законы, принятые Бундестагом; законы, касающиеся вопросов, относящиеся к компетенции земель, не могут вступить в силу без одобрения Бундесрата. В Бундесрате существуют 16 комитетов.
Цели и задачи:
- Обсуждения новых законов и поправок к существующим законам
- проверка и одобрение законов, принятых Бундестагом,
- согласование нормативных актов Федерального правительства,
- выбор половины судей Федерального конституционного суда,
- определенные законом действия в чрезвычайных положениях в государстве.
Федеральное правительство Германии - состоит из Федерального канцлера, главы правительства и министров. Каждый федеральный министр является главой какого-либо министерства страны. Федеральные министры назначаются президентом страны по предложению Федерального канцлера; министры ведут свои дела самостоятельно в рамках основных направлений политики Федерального канцлера. Всего в стране 14 федеральных министерств.
Федеральный канцлер Германии (нем. Bundeskanzler) - это важнейшая политическая должность страны; федеральный канцлер определяет основные направления политики страны и несет за них ответственность. Федерального канцлера выбирает Бундестаг по предложению президента Германии.
Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства РФ принадлежит Президенту, который назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.
Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу и др
В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в Федеральном конституционном законе о Правительстве, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его полномочия.
Конституционный суд Германии - самая высокая судебная инстанция в стране. Данный суд занимается случаями, когда под сомнение ставится согласованность какого-либо закона Германии с Конституцией страны. В конституционный суд обращаются другие суды страны, чтобы удостовериться, что тот или иной закон страны согласуются с Конституцией. Также Федеральное правительство и правительства земель могут сделать запрос на проверку закона. Также конституционный суд занимается случаями спора между органами власти по вопросу их прав и обязанностей. Любой гражданин Германии может обратиться к Конституционный суд, если он считает, что были нарушены его Конституционные права; нарушение может исходить от суда, закона или какого-либо государственного учреждения. 16 судей Конституционного суда избираются Бундесратом и Бундестагом сроком на 12 лет. Суд поделен на 2 части, 2 сената (сенат по конституционным правам и сенат по спорам между органами власти), во главе первого находится Председатель суда, во главе второго - его заместитель.
В Российской Федерации существует единая судебная система, которая включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. В свою очередь федеральные суды сами по себе являются весьма сложной системой, которая объединяет:
1) Конституционный Суд РФ;
2) трехзвенную систему федеральных судов общей юрисдикции:
Верховный Суд РФ;
верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
районные суды.
Кроме того, к федеральным судам общей юрисдикции относятся военные и специализированные суды, а также Военная коллегия в составе Верховного Суда РФ;
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Для назначения на должность судьи Верховного Суда РФ судье должно быть 35 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, а судьи Конституционного Суда РФ соответственно 40 лет и не менее 15 лет стажа.