Я выхожу на сцену не для того, чтобы спеть и почитать …
В годы еще не совсем развитого социализма мои родители летом отправили меня в пионерский лагерь. В лагере я записался в кружок выжигания по дереву. В то лето все в кружке специальным аппаратом выжигали на деревянных фанерках одно и то же – портрет красивого молодого человека с трубкой в зубах. Более того, этот портрет можно было увидеть в комнате любого вожатого на стене. Пораженный таким количеством портретов одного и того же молодого человека, я спросил взрослых, кто это?
Мне объяснили, что это – великий русский поэт Сергей Есенин. Уже много позже я сопоставил свои детские впечатления и понял, что портреты Есенина не только в моем пионерском лагере, а и по всей стране появились, благодаря Алексею Николаевичу Покровскому, который в это самое время дебютировал со своей программой «Родина» и на сцене, и в грамзаписи и сделал имя Есенина культовым, превратив опального и опасного малоизвестного литератора в национального героя.
Сейчас уже мало кто помнит, а тогда имя Есенина произносилось с оглядкой, его стихи читали друг другу на кухнях и в актерских курилках. Он считался поэтом мещанским, упадническим, оказывающим тлетворное влияние на советскую молодежь, и этого поэта советским людям открыл Алексей Николаевич!!
Я увидел Алексея Николаевича в коридоре на радио. Уже не помню, какая это была редакция. Я подошел и сказал ему, что он – гений, что на его телевизионных съемках я вырос, что его творчество очень любят мои родители и вообще, вся страна!
К моему огромному удивлению, он засмеялся!!! Я не представлял себе, что гениальные и известные всей стране артисты могут так смеяться, я думал, что такие артисты должны важно надувать щеки и таращить глаза!!...
Алексей Николаевич вообще был очень добродушным и веселым человеком. Потом мы работали вместе, и я выходил на сцену вместе с гением, мы дружили, и я бывал у него дома, я из-за кулис наблюдал за тем, как он работает!!! Я сидел с ним за столом – имел такое счастье!!!
Нет, недаром Алексей Николаевич родился в первый день весны!! Эту весну он дарил со сцены зрителям и слушателям на каждом своем концерте, в каждом своем теле- и радиоэфире!!
Он родился 1 марта 1924 года.
Его вклад в российскую музыкальную культуру, в современную историю русского романса огромен и неоспорим. Он – первый, кто обратился к поэзии Сергея Есенина на большой концертной эстраде в СССР. В свое время на его концерты невозможно было попасть, а его пластинку с есенинской композицией «Родина», выпущенную фирмой «Мелодия», невозможно было купить.
"Выткался на озере". Музыка Гр. Пономаренко, стихи С. Есенина. Поет А. Н. Покровский.
В музыкальных энциклопедиях и словарях вы прочтете, что количество его концертных программ и музыкально-литературных композиций не поддается точному исчислению, потому что их было великое множество!!!
Моя бабушка в глубоком детстве мне читала, просто так, наизусть, потому что ее бабушка ей так же читала:
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой; (бабушка мне, правда, читала «с горки ледяной»!)
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И вот от этого стихотворения в детской моей душе было так хорошо-хорошо, так светло-светло и радостно! Настолько, что вот это осталось в душе моей нетронутым до сих пор, начинаю вспоминать и – так хорошо, светло и радостно!
А потом ставлю на проигрыватель виниловую пластинку Алексея Покровского – так это же, оказывается, русский поэт Иван Суриков и музыкально-литературная композиция Алексея Николаевича из стихов и песен на стихи Сурикова. Так вот оно, оказывается, как!
И, как в детстве – так хорошо, светло и радостно!
И голос Покровского – мягкий, задушевный, теплый, сердечный … Хотите исконно русское слово, точно о голосе Алексея Николаевича? Такое слово, которого нет ни в одном иностранном языке? – ЗАВЕТНЫЙ!!!
Голос Алексея Николаевича был ЗАВЕТНЫМ!!!
Он выходил на сцену, читал стихи и пел русские романсы и песни – романс, стихи, романс, песня, романс, стихи …. ЧА-СА-МИ!! Есенинская «Родина» длилась часа два!!!
Представляете!?! – Никто не у-хо-дил!! Никто!! Все сидели, боясь пошевелиться, в зале была звенящая тишина!!!!
Вот время было!
А было!!!....
На радио Алексей Николаевич получал письма со всего Советского Союза МЕШКАМИ!!
МЕШКАМИ!!!
Алексей Николаевич о себе:
Я родился в 1924-м году, коренной москвич, всю жизнь прожил здесь. В семье музыкантов не было, мама и папа мои были врачами, но с детства, с самых первых дней я рос в атмосфере поэзии, музыки, песен, сказок. Это мама все читала мне сказки Пушкина, пела песни, папа тоже. Когда мне было пять лет, у бабушки, на Верхней Масловке появился граммофон с большой трубой, тогда я решил стать уже артистом. Хотя перед этим хотел стать извозчиком, когда мы жили в деревне и была лошадка, потом хотел быть вагоновожатым, когда проводили трамвай по Верхней Масловке, потом хотел стать летчиком, когда мои двоюродные братья пошли в летную школу, а, когда появился граммофон, я стал слушать голос Шаляпина (кстати, о Шаляпине у меня интересная программа очень сделана), это было решение, с которого уже никакие советы, уговоры меня совратить не могли. Дорога была выбрана в пять лет.
Когда мне было семь, папа принес мне балалаечку, я научился на ней играть, а потом он мне принес гитару, показал первые аккорды. Было мне тогда лет шестнадцать. Он немножко на гитаре играл, пел немножечко. Я же выхожу на сцену с гитарой – должен играть, я задаю темп, ритм, гармонию, а мои партнеры, они все лауреаты Международных конкурсов, уже вещь обрабатывают.
Ни в какой музыкальной школе я не учился никогда, учился в обычной школе. Потом началась война. В то время еще в армию было идти мне рано, поступил по призыву комсомола на военный завод в Томске, было мне 17 лет. И там я узнал труд. Труд такой, когда по неделе, по десять дней приходится не спать, стоять у станка, и этот труд прошел через всю мою жизнь в дальнейшем. Никакого труда я никогда уже в жизни своей не боялся, потому что получил такую закалку.
Война закончилась, я поступил в Щепкинское училище, потом перешел оттуда, проучившись там год, в студию Художественного театра, ее закончил в 1948 году, меня пригласили в Художественный театр. Там была уже моя школа, академия, потому что моими учителями, моими друзьями, старшими товарищами были Кедров, Ливанов, Яншин, Грибов, Топорков, Тарасова, Массальский, Зуева, много, много еще можно называть таких дорогих моему сердцу имен, которые меня воспитали, поставили меня на дорогу гражданского служения Родине, своему народу. Я был в очень добрых отношениях с Анатолием Петровичем Кторовым, он был человеком очень музыкальным. Очень часто, бывало, во время гастролей мы к нему приходили в номер в гостинице, он брал гитару и пел нам целую ночь напролет, рассказывал о романсах, о кино. Василий Осипович Топорков подарил мне, оставил мне романс: «Алеша, вот – моя песня! Сохрани ее!» И это вошло в телевизионную программу, я записал его потом на пластинку. Я вообще собирал все это. Если песня, романс остановит меня, западет в душу, я не успокоюсь, пока не найду ее, пока она моей не станет. А когда стала моей, тогда я отдаю ее людям. И отдаю ее уже не так часто, как я ее слышал. Ну, скажем, в программе о Есенине я рассказываю, как услышал замечательное пение Рязанского хора – песню на стихи Есенина «Над окошком месяц». Она меня остановила, эта песня. Я ее нашел, я над ней работал несколько лет, я ее сделал.
А, как только я окончил школу-студию, сразу пошла работа большая на радио. На радио я сыграл, наверное, около сотни разных ролей. Там я уже попробовал читать и петь в спектаклях. Попутно с работой в театре, на радио, я очень много работал и на телевидении, где за последние годы снял одиннадцать сольных программ. Это и есенинская программа, и романсы, и программа шуточных народных песен и басен Крылова, три программы, посвященные Великой Отечественной войне, и программы, посвященные Рубцову, Толстому, и «Коробейники» Некрасова, и моноспектакль «Тамбовская казначейша» ... Вы знаете, письма на телевидение приносили мне мешками.
В последние годы работы в театре у меня уже появились великолепные, высочайшего класса партнеры музыканты – балалаечка, гитара, какое-то время был баян, фортепиано, и я начал выступать на концертной эстраде с сольными программами. У меня были даже две программы с оркестром имени Осипова. Я в Ленинград ездил в сезон раз пять-шесть постоянно, потом начал ездить в другие города – в Киев, Ростов. А потом мне нужно было уже выбирать.
Концертная работа стала для меня уже возможностью больше себя выразить, чем в театре. В театре я должен был ждать ролей, которые мне бы дали, а тут я сам брал то, что мне нужно. И в это время уже сложился мой жанр – жанр сочетания, слияния поэзии, музыки и песни. Я здесь выступаю и в роли режиссера – в свое время я занимался педагогической работой, преподавал в студии Художественного театра 11 лет, преподавал в Щепкинском училище. А потом в связи с тем, что у меня страшно много стало концертной работы, я преподавание оставил и оставил театр тоже.
В Росконцерте я работал больше десяти лет. Весь Союз я объехал и не один раз от Камчатки и Сахалина до Калининграда, от Норильска до самого юга, весь Казахстан проехал, Украину ... За границей я много бывал – с театром, в Японии, был дважды в Америке. Со своими сольными концертами был и в Северной Америке, и в Южной, ездил от общества «Родина» сам с гитарой к эмигрантам. Был в Германии, Австрии, Финляндии. В Буэнос-Айресе «Русское поле» меня заставили петь трижды, и более грустных глаз и более искренних слез, когда они после концерта заходили ко мне и благодарили, я не видел в своей жизни. Хотя сейчас очень много грустных глаз. В Болгарию я дважды ездил уже со своими музыкантами, тогда мы уже давали целые программы.
У меня вышло около двух десятков пластинок. Я считаю и детские пластинки, и работы, мною поставленные – Бажов, «Детство Темы» Гарина, две пластинки Жуковского, сказки. Из них шесть пластинок, посвященных русским романсам, песням, произведениям военных лет, пушкинская программа у меня есть.
На радио у меня записано около десятка только авторских, моих программ.
Я выхожу на сцену не для того, чтобы спеть и почитать, а для того, чтобы состоялся какой-то разговор о жизни, и о том, как я эту жизнь понимаю, что я принимаю, а что отвергаю. Это разговор и о любви, а значит – о верности и о неверности. Жизнь сложна. Как сказал Блок: «пускай же все пройдет неспешно ...» И святое было в моей жизни, и грешное ... И все это надо отразить, надо выходить на публику, потому что и у каждого это есть в душе.
Поэтому, когда я выхожу на публику и слышу эту тишину ... Вот это самая дорогая для меня награда. Выше званий, которые можно добиться, имея связи, деньги.
У меня есть авторская программа, где я рассказываю о том, как проходила работа над двумя романсами «Цыганская венгерка». Песня вообще идет две с половиной-три минуты. Эта длится шесть с половиной минут. Я работал над ней 4 года, прежде чем я ее сделал, срепетировал с музыкантами. Я не имею музыкального образования, но люди, музыкально образованные, зачастую не являются музыкальными людьми. Мне кажется, что я слышу, как должно звучать это, поэтому аккомпанемент некоторых романсов, можно сказать, на девяносто процентов мой. Я аккомпаниаторам моим диктую, как нужно сыграть здесь, как – там, и музыканты с высшим образованием со мной согласны.
97 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ!!!
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ!!
ЛЕГЕНДА РУССКОЙ СЦЕНЫ!!
Бывало, скажешь ему: «Алексей Николаевич! Так Вы же – Легенда!!» Он как начнет смеяться – ему было забавно! Я даже обижался! Говорю: «Я же серьезно!» А он еще больше смеется!
В заключение, друзья, стихи Алексея Николаевича. Как всякий истинно талантливый человек, он был талантлив во всем, и он писал замечательные стихи. И музыку, кстати, великолепную писал, но об этом в другой раз!
Музыка леса,
Музыка песни,
Музыка сердца,
Музыка глаз,
Светлые годы,
Светлое время,
Светлые думы,
Светлое в нас!
Не покидай мою
Грешную душу
Вечером хмурым,
В темную ночь ...
Пошли мне силы,
Даруй мне волю
В будни лихие
Себя превозмочь!
Друзья! Кто помнит? Кто бывал на концертах? Кто слушал по радио на кухне? Кто смотрел по 1 каналу Центрального Телевидения СССР? (Помните заставку – ЦТ СССР?) Жду ваших комментариев.
Не забывайте, пожалуйста, про лайки!
Жду новых подписчиков своего канала «Жизнь артиста в Дзене»!