Когда я служил в артиллерии, на втором году моей службы, в нашу часть пригнали на военные сборы солдат и сержантов запаса, мужиков, которые уже давно отслужили. Им тут же прилепили прозвище - партизаны, потому что они реально были дикими и почти неуправляемыми. Короче, почти себе на уме.
Каждый день их отвозили в поля на занятия, предварительно выдав каждому по артиллерийской буссоли. Это такой оптический геодезический прибор. Сама буссоль носилась в специальном металлическом ящичке на ремне через плечо, а в комплекте к ней шла тренога.
Каждый день партизаны возвращались в казарму пьяными в дрова. Даже не так, в дровища. Перед каждым утренним выходом доблестные отцы-командиры обыскивали это разношерстное стадо, но не находили ни капли спиртного. Это продолжалось до тех пор, пока чья-то светлая голова не догадалась.
В треноге одна нога изнутри была полой, потому что в неё убирался специальный металлический отвес на веревочке. Как выяснилось, в эту импровизированную емкость помещалось ровно ноль целых пять десятых литра беленькой. Партизаны с утра заправляли в треногу новую порцию и со спокойной душой шли дальше учиться военному делу настоящим образом.
Вот так бдительное командирское око и умение ориентироваться в сложной тактической обстановке предотвратили пьянство и моральное разложение во ввереном ему подразделении.