Найти тему
Великий критик

Отзыв на книгу: Джоди Пиколт "Девятнадцать минут"

Печальная история об очень страшных событиях.

Питера всю жизнь травили в школе. Сначала это были почти невинные, но неприятные шалости, а затем они становились все жестче и жестче. Например, его письмо с признанием в любви разослали всей школе, а затем прилюдно сняли с него штаны. Питера толкали, били, запихивали в шкафчик. Он мог пытаться ответить, но его за это наказывали. Он терпел, терпел, терпел. Пока не понял, что так больше продолжаться не может. Помощи ждать не от кого. И сочувствия тоже. Он взял оружие и пришел с ним в школу. Власть темерь у него. Что вы будете теперь делать, тупые качки? Не Питер это начал, но закончит он. И хватит ему на это всего 19 минут. 19 минут, которые изменят жизнь всех.

Мы все учились в школе и знаем, что там совсем не сладко. У всех у нас в классе был такой Питер, которому все время доставалось. Мы видели, каково это. А кто-то им был. И тоже чаще молчали, чем пытались что-то изменить. Мы с вами тоже это переживали. Не та одежда, не те мысли, не то поведение, общение не с теми - все воспринимается остро. Так что мир "Девятнадцати минут" нам вполне понятен.

Рассказ идет с двух сторон. Первая - сейчас. И это сейчас ну, так себе. Вторая - было. И она меняет ракурс восприятия первой. В ней и есть ключ к тому, как долго человек может терпеть и однажды сломаться.

Питер показан разносторонним малым, но мне не понравилось, что он все время ревел. Обострили конфликт, я понимаю. Только вот сделали его совсем уж беспомощным. Он какой-то сверхчувствительный, он чересчур хилый, излишне неудачлив. Он и худ, и очкаст, и неспортивен. Должно же быть в нем хоть что-то? Он вызывает сочувствие и неприятие одновременно. Он не притворяется, не подстраивается. Но он же слишком прямолинеен - таких избегают даже взрослые.

Джози, подруга Питера, показалась мне какой-то амебой. Да, она введена для сравнения. Вот они в детстве дружили, а теперь нет. Вот Питер не смог найти общий язык со сверстниками, а Джози смогла. Вот Джози боится даже слово сказать Питеру, а Питер только и ищет общения с ней. Джози мне неприятна. Она особенно ничем не выделяется, просто корчит из себя популярную. Она напоминает мне Джинни из сериала "Джорджия и Джинни". Капризный подросток, во всем обвиняющий свою мать. А потом за нее же и хочет спрятаться. Пфф.

Самый живой и настоящий персонаж здесь только мама Питера - Лесли. Мы видим ее боль, мы видим ее противоречивые мысли. Ее клюют за сына, муж считает, что Питера бы лучше не стало, а она сама не знает, что делать, что думать, за что зацепиться, она ищет ответы в себе. Питер отвергает мать, он чувствует ее противоречия. Мы видим, как Лесли тает у нас на глазах. Тает от свалившегося на нее горя и полного бессилия защить своего ребенка.

Автор взял сложную тему и пыталась ее развернуть так, чтобы жертвы травли не были монстрами с оружием, а убитые не были жертвами. Вот только мне не понравилось, как все размазано. Как все тягуче, как все заторможено. Понятно, наверно, таково ощущение после подобной трагедии. И все-таки нет в истории какой-то страсти, жара. Как будто не пожар тушат, а остывающие угли. Герои как будто за стеклом. Их не слышно до самого конца.

А последние страницы вообще невыразительны. Можно было оставить про 10 стульев. И больше не говорить ничего. Именно так можно было сохранить чувство глубокой печали от трагедии неразбавленным.

Джоди Пиколт написала очень правильную в идейном смысле книгу. У медали всегда 2 стороны. Там где кому-то плюс, другому минус. Но я ее вряд ли кому-то посоветую или перечитаю сама. Чего-то нет в этой истории, ради чего я готова пройти этот путь снова. Из страшной трагедии сделали бульварный роман, и меня тошнит от этой спекуляции.