Наше путешествие постепенно подходило к завершению и утром 9 дня нам предстояло вернутся в базовый лагерь в окрестностях Горно-Алтайска…
Но до того, мы еще увидим несколько интересных мест Уймонской долины. А я попытаюсь вернутся в страну детских воспоминаний и найти следы своих предков…
От нашей базы на Мульте до села Верхний Уймон каких-то 20 километров…
Село Верх-Уймон сердце Уймонской долины и одно из старейших поселений. Уймонская долина расположилась на высоте 1000 метров над уровнем моря между Теректинским и Катунским хребтами Алтайских гор. С алтайского «Уймон» или «Оймон» переводят как «Шея коровы» или «Коровья кишка». А вот некоторые старожилы полагают, что название долины произошло от Алтайца Уймонки, который когда-то здесь жил.
Долина — настоящий рай как для любителей экстремального туризма, так и для любознательных путешественников, увлекающихся историей и этнографией.
Протекающие по Уймонской долине реки: Катунь и Кокса, Кучерла и Мульта предоставляют отличные возможности для рафтинга. В том числе для сплава по одному из самых сложных участков — 5-и километровым порогам Аккемского прорыва на Катуни. Любители горного туризма уходят отсюда на маршруты к высокогорным перевалам Мультинских, Аккемского и Кучерлинских озер.
Уймонская долина необыкновенно живописна, особенно весной, когда зацветает степь…
В долине все дышит покоем и умиротворением. Природа здесь разнообразна: степь сменяется склонами хребтов, поросшими лесами, а темнохвойные леса альпийскими лугами. На этой земле много десятилетий мирно живут русские и алтайцы, казахи и немцы… А старообрядческие избы из кедра и лиственницы соседствуют с алтайскими аилами.
В селах на правом берегу Катуни: Гагарке, Верхнем-Уймоне, Тихонькой, Мульте до сих пор сохранилась уникальная культура старообрядцев. И потомки тех, кто когда-то пришел в Уймонскую долину до сего дня хранят традиции и обычаи предков
Более 350-ти лет назад после реформ патриарха Никона раскололась Русская православная церковь. Множество людей, не воспринявших изменений в обрядах и богослужебных книгах, были объявлены еретиками. Старообрядцы — так стали называть поборников «старой веры» сотнями бежали от преследований. Они уходили из центральных районов страны на глухие окраины…
Народные предания рассказывали о Беловодье — легендарной стране свободы, счастья и благоденствия. Где из-под небесного свода течет река, полная молока и меда. Где земля щедра и плодородна, где люди живут по божеским законам, всегда честны, работящи и тверды в вере.
Вот это-то Беловодье и искали староверы.
В XVIII веке французский картограф Гильом Делайлс на карте Тартарии изображал Беловодье по реке Иртыш между Башкирией и Алтаем. К концу XVIII —XIX веку Беловодье нашло у староверов новое воплощение. В долину между реками Катунь и Бухтарма стали приходить и самовольно селиться гонимые старообрядцы. Высокие горы и бурные потоки сделали Уймонскую степь неприступной и позволили жить здесь замкнуто, не допуская в свои дела чужаков.
До сих пор Уймонская долина считается центром старообрядчества. Где нынешние потомки староверов живут по суровым, но простым и понятным законам: много работать, не лгать и не воровать, не курить и не употреблять спиртное, почитать стариков и заботится о младших…
Обо всем этом мы узнали, посетив музей старообрядчества (Музей истории и культуры Уймонской долины).
В музее собраны предметы быта и домашнего обихода старообрядцев. Но это не стандартный музей, где вы ходите и рассматриваете экспонаты. Это прежде всего неторопливый рассказ Раисы Павловны Кучагановой, создательницы и многолетней хранительницы музея, о старожилах Уймонской долины, об их истории и судьбах. Речь Раисы Павловны звучат с теми же интонациями и образными выражениями, в той же манере, с которой говорили мудрые и добрые бабушки - староверки.
... а я вспоминала свою бабушку Пелагею, которая сама была родом из этих мест. Вспоминаю, как она убаюкивала меня маленькую, как собирала и готовила отвары из трав, которых знала множество, как заговаривала молитвой мои детские страхи. В детстве (да и отрочестве) я мало понимала и мало придавала значения тем действиям и обрядам, которые совершала бабушка. Много лет позднее, найдя вышитые ею полотенца и скатерти, а более того тетради с от руки переписанными Акафистами и «крюками» — особой системой нотной записи, которой пользовались старообрядцы…
Еще одно, ради чего любознательные путешественники стремятся в Верх-Уймон - музей Николая Константиновича Рериха. Художник и путешественник считал Уймонскую долину и предгорья горы Белухи духовным центром Азии.
Музей находится в бывшей усадьбы старовера Вахромея Семёновича Атаманова. Именно в доме Атаманова, главы большого и мощного рода крестьян-старообрядце Н.К. Рерих с супругой Еленой Ивановной и сыном Юрием жил в августе 1926 года. Отсюда, из Верхнего Уймона Рерихи отправлялись в Центрально-Азиатскую экспедицию: в Монголию и Тибет через Гималаи, а далее в Индию. Благодаря старшему сыну Юрию, ученому-востоковеду, знавшему 22 языка, обаянию супруги Елене Ивановне, а также умению самого Н.К. Рериха расположить к себе людей перед их экспедицией открывались двери древних монастырей и обителей, библиотек и сокровищниц.
В музее Рериха большая экспозиция копии картин Н.К. Рериха, а так же его младшего сына Святослава, который так же создавал яркие полотна, посвященные Востоку и его людям.
Из Верх-Уймона мы перебираемся в районный центр Уймонской долины — село Усть-Кокса. Село находится на въезде в Уймонскую долину, в месте впадения реки Кокса в Катунь.
Здесь нам предстоит обед, а я хочу воспользоваться небольшим перерывом, чтобы попытаться отыскать места (или хотя бы следы тех мест) о которых мне рассказывал папа.
Отец мой провел в Усть-Коксе детские годы — о чем я рассказывала здесь. Детские годы не светлые и радостные, какими им положено быть, а трудные и горестные, полные лишений годы, опаленные Великой Отечественной войной.
В сожалению (или к счастью) Усть-Кокса за прошедшие десятилетия изменилась и расстроилась. И из скромного поселка превратилась во вполне респектабельный населенный пункт, где в наличии практически вся городская инфраструктура. В том числе библиотека с собственным телескопом, кинотеатр, дом творчества и центральная усадьба Государственного природного биосферного Катунского заповедника.
.... ну что же... Мы прощаемся с Усть-Коксой и Уймонской долиной
Нам предстоит 4 часа пути в сторону Чуйского тракта и Горно-Алтайска. Вечером, разместившись в «базовом лагере» мы еще успеем прогуляться к Катуни...
А завтра нас ждет Тавдинские (или Талдинские) пещеры, Голубая Катунь, Манжерок и кое-что еще...
Если вам понравилась эта история — поставьте лайк, оставьте комментарий! И пожалуйста, поделитесь этим рассказом с друзьями!
А если вы хотите регулярно читать истории о путешествиях и приключениях Нежной совы — подписывайтесь на канал «Tender Owl. Блог Нежной Совы» в Яндекс.Дзен, а так же на канал «Блог нежной совы» в Фейсбуке
Все фотографии, за исключением специально помеченных принадлежат автору блога.
Для того чтобы вам удобней было ориентироваться в публикациях воспользуйтесь Путеводителем по каналу Блог Нежной Совы