Размер полотна 150 квадратных метров. Картина занимает торцевую стену в зале Большого Совета Дворца Дожей в Венеции. Автор - Якопо Тинторетто, один из трех титанов Позднего Возрождения. Венеция всегда была богата на таланты, не поскупилась она и в 16 веке. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Они творили здесь примерно в одно время. Конкуренция была неизбежна.
Тинторетто – Веронезе.
Судьба столкнула их на закате творческой жизни. В 1577 года случившийся во Дворце Дожей пожар, повредил в зал Большого Совета. Был объявлен конкурс на создание полотна для огромной торцевой стены. Оба художника приняли в нем участие. Заказ, конечно, был очень интересным и почетным. Но далеко не единственным в их жизни. Тем не менее, Тинторетто страстно желал получить именно его.
Ненасытный.
Или Furiosio - Яростный... Судя по воспоминаниям современников его не слишком любили коллеги – художники. Что ставилось ему в "вину"?
- Несомненный, неоспоримый талант.
- Неистовость, с которой он работал.
- Бескорыстие.
Все эти качества как в капле воды отразились в одном эпизоде его ранней карьеры. Братство св. Роха обратилось к венецианским художникам с предложением расписать потолок. В назначенный день соискатели явились со своими эскизами. Тинторетто пришел с пустыми руками. На вопрос, где его работа, он скромно возвел глаза к потолку, который был уже расписан. От оплаты своего труда мастер отказался.
К нему быстро пришла известность. Заказы сыпались как из рога изобилия. Он хватался за все. Каждый заказ воспринимал не как вызов, скорее как призыв к действию. Его упрекали за торопливость и небрежность. Даже его активный поклонник, венецианский писатель и публицист П. Арентино призывал Тинторетто работать более тщательно. Но он не мог по - другому. Причем, им двигала отнюдь не корысть, а как это не банально звучит, практически святая любовь к своему делу.
Тициан -Тинторетто. Творческое несогласие.
Якопо Робусти, это настоящее имя художника, родился в семье красильщика шелка. Отсюда прозвище Тинторетто – маленький красильщик, сынок красильщика. Так обычно называют веселых, добродушных увальней. Таким он и был в частной жизни. Любил музыку, самостоятельно научился играть на арфе.
Ему очень повезло с отцом. Заметив у сына способности к рисованию, он отправил его в мастерскую легендарного Тициана. Но после несколько занятий «маленький красильщик» получил от ворот поворот. Часто пишут, что Тициан позавидовал силе таланта молодого человека. Но Тициан – не Сальери в живописи, а скорее Моцарт. Здесь дело не в зависти. Хотя отношения между художниками выходили за пределы нормальных.
Жесткую борьбу с Тинторетто Тициан продолжал до последнего дня жизни. Словно какое-то творческое бешенство овладело старым мастером. Б.Р. Виппер.
Но не зависть не давала покоя гениальному Тициану. Скорее всего, Тициан почувствовал в Тинторетто чужака, выбивающегося из общего ряда. Того, кого - учи, не учи – заставить писать по-старому нельзя. Он будет искать новое направление. И скорее всего с новым направлением Тициан не хотел согласиться. Не то, чтобы ему хотелось одному остаться на вершине. Он хотел, чтобы сами вершины остались в сияющей снежной неприкосновенности.
Новый вектор.
А Тинторетто стремился идти дальше.
Рисунок Микеланджело, а краски Тициана
так сформулировал он свое кредо еще в юности, написав своеобразный девиз на стене мастерской на канале Сан-Лука. И ему удалось воплотить эти идеи в своем творчестве.
… в области живописи он был необуздан, норовист и решителен – самая взбалмошная голова, когда-либо встречавшаяся в живописи… Вазари
Он перекинул мост между Возрождением и даже не маньеризмом, а идущим за ним барокко.
Картина.
Чем так же так привлекал заказ Тинторетто во Дворце Дожей?
- небывалый размер полотна
- тема
- желание победить в творческом состязании.
Он сам признавался, что молился, выпрашивая у Господа именно этот заказ. И тот не остался глух к его молитвам. Хотя желанной работе предшествовала трагедия. Первоначально заказ был отдан эффектному, элегантному Веронезе. Но в 1588 тот скончался, и работа перешла к Тинторетто.
Конечно, «Рай» навеян великой комедией Данте. Спасшиеся после Страшного суда праведники возносятся к лучезарному божественному центру. Полотно грандиозное, более 500 персонажей.
Описывать картину - дело неблагодарное и не нужное. Лучше посмотреть. Можно в Венеции, во Дворце Дожей. Можно в Лувре, там находится конкурсный эскиз, который очень высоко ценят специалисты. Это «чистый» Тинторетто.
При работе над основным полотном ему помогали ученики во главе с сыном Домеником. Есть картина с практически одноименным названием и в Петербурге, «Рай или Вознесение праведников» . Иногда ее авторство приписывают Тинторетто. Но это не так. Это еще один эскизный проект, представленный в свое время художником-венецианцем Бассано.
Так что если все-таки хочется увидеть самую большую картину в мире, поездка в Венецию неизбежна..