Наша сегодняшняя статья - шпаргалка для всех автолюбителей, которые хотят разбираться в деталях.
Рассказываем про присадки и их виды на примере моторного масла.
Смазочные материалы состоят из базового масла и пакета присадок.
Чтобы получить продукт с определенными характеристиками, в базовое масло добавляют химические вещества - присадки.
Присадки производятся на специализированных химических заводах. Они могут различаться по назначению, но их подбирают таким образом, чтобы они были совместимы между собой.
Многократно протестированный набор присадок (он же называется «пакет присадок») продают «масляным» компаниям в виде некой проверенной добавки в масло.
Производитель смазочных материалов на своем заводе по смешению растворяет присадки в базовом масле по специальной технологии и при определенной температуре. Так получают готовые смазочные материалы, которые после фильтрации и тестирования в лаборатории отправляются на линию розлива.
Очень важно, в какой установке происходит растворение присадок. Самым прогрессивным методом на данный момент является технология потокового смешения.
Именно эта технология используется при производстве моторных масел Kixx на заводе GS Caltex в городе Инчхоне, Южная Корея.
Основное оборудование завода – SMB-блендер (синхронно дозирующий блендер), производительностью 60 000 л/час.
Эта технология позволяет быстро растворять присадки и гарантирует максимальную однородность готового продукта.
Какие типы присадок входят в состав моторного масла?
- Антикоррозионные – вещества, которые снижают скорость коррозии металлических деталей. Коррозия всегда происходит в присутствии воды и воздуха.
Откуда вода в двигателе? При сгорании топлива ее образуется очень много, часть попадает через систему вентиляции двигателя. Даже если машина стоит на стоянке и двигатель вообще не заводили, в воздухе всегда есть пары воды, которые конденсируется на деталях двигателя. Затем во время прогрева вода испаряется. Но опасность коррозии все равно есть, поэтому антикоррозионные присадки очень важны. - Противоизносные присадки уменьшают износ двигателя.
Большая часть узлов в двигателе смазывается за счет масляной пленки. То есть за счет масляной основы, базового масла. Например, подшипники коленвала смазываются под давлением. Есть узлы, в которых силу конструкции двигателя невозможно создать мощный поток масла, чтобы разделить трущиеся поверхности. Например, кулачок распредвала смазывается масляным туманом и толщина масляной пленки очень небольшая. Здесь выручают противоизносные присадки, которые преобразуют наружный слой металла. Они многократно снижают скорость износа деталей двигателя. - Антипенные присадки минимизируют вспенивание масла.
Масло активно перемешивается в двигателе и в него попадает воздух, который и образует пену.
Чем опасна пена в масле? Пена нарушает целостность масляной пленки и как следствие ускоряется износ. Кроме того, вспененное масло быстрее окисляется и его менять потребуется раньше, чем планировалось. - Моюще-диспергирующие присадки отвечают за поддержание чистоты в двигателе. Они моют и удерживают в объеме все загрязнения, которые образуются при сгорании топлива и окисления самого масла, а также продукты износа двигателя. Очень важная функция этих присадок – сохранение подвижности поршневых колец, которые могут со временем закоксовываться при использовании, например, низкокачественных или контрафактных масел.
- Антиокислительные присадки предназначены для увеличения срока службы моторного масла. Они снижают скорость окисления масла. Их обязательно добавляют в минеральные сорта масел, т.к. они особенно быстро окисляются. Синтетическая основа (особенно масла на основе PAO) сама по себе более стойкая к окислению и соответственно обладает более длительным сроком службы.
- Модификаторы вязкости – специальные полимеры, которые добавляют во все современные всесезонные моторные масла. Они не дают маслу терять вязкость при высоких температурах.
- Депрессорные присадки понижают температуру застывания масла. Их обязательно добавляют в минеральные базовые масла, чтобы их можно было применять для производства всесезонных моторных масел. Эти присадки препятствуют слипанию кристаллов парафина, который всегда содержится в минеральной основе в растворенном виде. При охлаждении «минералки» образуются кристаллы парафина, масло становится мутным. Самое неприятное - эти кристаллы способны срастаться между собой образуя целые сгустки, которые способны закупорить масляный фильтр и препятствуют течению масла.
- Антифрикционные присадки, они же модификаторы трения - вещества, которые снижают коэффициент трения и способствуют экономии топлива и снижению износа двигателя.
Присадки, которые продаются в магазинах.
Их предлагают добавлять в уже готовое моторное масло для улучшения характеристик. Такой набор “намешай сам”.
Стоит ли использовать такие добавки? Ответ однозначный – нет. Масло – это сбалансированный продукт, разработкой которого занималась не одна лаборатория.
Проводились ряд исследований и анализов на совместимость всех компонентов. Добавление какого-либо вещества может конечно улучшить один из показателей масла, но почти наверняка ухудшит остальные. Производители автомобилей также запрещают добавлять, что-либо в моторное масло. Лучше использовать более дорогое моторное масло, в которое все, что нужно уже добавили на заводе.