Найти в Дзене
Другой Ракурс

Зеленые. Третья сила в гражданской войне и идея русского убийцы президента Франции.

Мало кто знает, но кроме двух привычных нам сторон в гражданской войне, была и третья сторона. Так называемые "зеленые", которые умалчивались, потому что неудобно получалось, что крестьяне идут против "крестьянской власти". Зеленые были той стороной, которая отвечала интересам народа, потому что собственно это и был народ. Движение зеленых было в центральной России, на северном Кавказе, среди казаков, в Сибири, в центральной Азии и много где еще. Кроме собственных интересов, идеологии у них не было, поэтому к ним относили и махновцев, и казачьи самоуправленья, и националистов, и просто сепаратистов. Единственное, что их объединяло - это статус в обществе. Обычный люд, который устал от войны, от непрекращающихся реформ и репрессий. Наиболее яркими представителями этого изобретенного историографами лагеря Гражданской войны были атаманы Нестор Махно и Никифор Григорьев, предводитель крестьянского восстания под Тамбовом эсер Александр Антонов, сторонники областничества и басмачи-сепаратист

Мало кто знает, но кроме двух привычных нам сторон в гражданской войне, была и третья сторона. Так называемые "зеленые", которые умалчивались, потому что неудобно получалось, что крестьяне идут против "крестьянской власти".

Зеленые были той стороной, которая отвечала интересам народа, потому что собственно это и был народ. Движение зеленых было в центральной России, на северном Кавказе, среди казаков, в Сибири, в центральной Азии и много где еще. Кроме собственных интересов, идеологии у них не было, поэтому к ним относили и махновцев, и казачьи самоуправленья, и националистов, и просто сепаратистов. Единственное, что их объединяло - это статус в обществе. Обычный люд, который устал от войны, от непрекращающихся реформ и репрессий. Наиболее яркими представителями этого изобретенного историографами лагеря Гражданской войны были атаманы Нестор Махно и Никифор Григорьев, предводитель крестьянского восстания под Тамбовом эсер Александр Антонов, сторонники областничества и басмачи-сепаратисты, а также всевозможные мелкие независимые банды, активно действующие в Гражданской войне.

Несмотря на казалось бы нереальность объединить это движение под одной идеологией, кое-кому это удалось. Павлу Горгулову.

Первый справа Павел Горгулов
Первый справа Павел Горгулов

Идея объединения идеологии в единую "Зеленую" пришла ему, когда он уже иммигрировал. Сам он во время гражданской войны вел деятельность против большевиков на Дону и Кубани, а в 1921, после сотрудничества в Борисом Савинковым в Минске, покинул страну и осел в Чехословакии. Там вдохновившись восстанием крестьян, фашизмом Гитлера и Муссолини, а так же альманахом "Скифы".В 1929 году выпускал в Оломоуце журнал «Скиф» (вышло три номера).

Подобно идее альманаха, Горгулов рассматривал революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение. Его идеология противопоставляла себя социалистам, монархистам и крупным капиталистам. Согласно его теории, государство должно управляться диктаторской «национальной» и «военно-политической» партией «зеленых». Себя же он провозгласил «Зеленым диктатором». Идея организации власти была сформирована на жестком национализме и даже нацизме. В его брошюре 18-й параграф провозглашал: "Россия для русских" и там же высказывалась идея о запрете государственной службы евреям. Свою партию он назвал «Крестьянская (земледельческая) партия зелёных»

Его самодельный флаг
Его самодельный флаг

Впрочем закончилась история этой партии не менее романтично. 6 мая 1936 года Павер Горгулов убил президента Франции Поля Думера на благотворительной книжной ярмарке, где бы гостем. После того, как он расстрелял президента из пистолета, толпа налетела и избила его. Во время избиения он кричал "Фиалка победит машину". Его казнили на гильотине 14 сентября 1932, отклонив все прошения о помиловании. В собственноручном дневнике палача Дейблера, опубликованном в 2003 году, отмечено, что Горгулов «выказал известную храбрость, ограничившись словами „о! святая Русь!“.

В наше же время зеленые уже никакие не сепаратисты, и уж тем более не фашисты. Единственное, что их связывает с идеей Горгулова, это противостояние индустрии и борьба за экологию, но пока фиалка не победила машину.