Жена нашла между страниц старой книги такую вот открытку, посланную из Гомеля в Новозыбков в мае 1908 года. В уездном городе Новозыбкове в гимназии училась 15-летняя Ревекка Берлин, бабка жены, а из Гомеля ей пишут приветствие две подруги. И написали они вот что:
-----------------------------
Перепишу курсивом, что я разобрал в этой открытке:
M-elle Ревеккѣ Берлин.
Карховская ул. д. Комашко, кв. Раскиной, г. Новозыбковъ Черн. губ
------
Vivat Rebekka! (сирѣчь, по нашему “Ривеле”, а Яша говоритъ: сиричь, “холерiе аф дир”.) Письм. экзамен сошла хорошо: уже готовлюсь к устн. Желаю, т.е. желаем, Розочка, которая сидит около меня, и я желаем славной милой чернобривкѣ-Рыбыкѣ выдержать хорошо экзамен, не волноваться и не забывать н-х.
------
Крѣпко цѣлую мою славную Ривочку. От чего ты не пишешь? Неужели ты занята? Или волнуешься? Напиши сейчасъ же объ экзаменахъ
Кланяйся Цилѣ, Ликѣ и Бейсѣ
твоя Роза
Это открытка пролежала у Ю…. братца неделю
------------------------------
Здесь нынешний вид Новозыбковской женской гимназии 1880 года постройки. Мне кажется, что до сих пор в Новозыбкове не построили ничего краше. Это лучшее гражданское здание города
Дальше нынешний вид той самой Карховской улицы, где снимала квартиру самостоятельная и независимая гимназистка Ревекка Берлин. Улица короткая. Она вся как на ладони от первого до последнего дома. Подумаем, была ли 112 лет назад эта улица так же грязна? Ведь Ревекке полагалось являться в гимназию в шляпке, в форменном фартуке и в чистых ботиночках зимою и летом. И Ревекка несомненно держала тон.
Тут можно было бы задать несколько вопросов. Почему девушка училась не дома в Гомеле, а в соседней губернии, в уездном Новозыбкове? Почему жила одна на съёмной квартире, на окраине, за пять вёрст от гимназии?Как она добиралась на занятия, как возвращалась?
Но, главное, вы просто оцените, как, каким языком общаются между собой эти девчонки-подростки из глухой-преглухой староверской провинции. Как их занимает учение, как они обыгрывают еврейскую и украинскую интонацию. Как у них всё литературно и грамотно, как запятые, кавычки и еры стоят там, где надобно, на своих местах.
Подумайте, представьте себе: ведь это голос той самой России, которую большевики вскоре после этой майской поры стали силком вытаскивать якобы из глубины невежества, тащить в светлое завтра и привели её культуру к современному состоянию. Бедная русская культура!
Но прежде, чем большевики взялись за это своё дело, Ревекка Берлин всё-таки успела закончить гимназию, потом Харьковский университет, стала лекарем. Потом началась первая мировая война и она провожала своих друзей на фронт, а сама пошла в в госпиталь лечить раненых воинов...
Она многое успела в той прежней России.