С 23 июня по 19 сентября 2021 года в берлинском филиале Института Пилецкого у Бранденбургских ворот проходит выставка, посвященная протестному движению против «последнего диктатора Европы». Название мероприятия вполне ожидаемое: «Жыве Беларусь»/ «Belaruslebt».
Организаторами выставки являются польские Институт Адама Мицкевича и Институт Пилецкого — эти заведения всегда особо интересовались делами в Беларуси. На сайте института, названного в честь одного из самых известных белорусско-польских поэтов, можно прочесть о том, что, оказывается, белорусов и поляков объединяют одни и те же национальные цвета — белый и красный. Становится сразу понятным, какую Беларусь видит институт своим единомышленником. А Институт Пилецкого предлагает даже поощрительные стипендии (600 долларов в месяц) для белорусских журналистов и блогеров, пишущих в определенном ключе.
Директор филиала Института Пилецкого в Берлине Войцек Козловский сожалеет, что такая выставка не может состояться в Минске. Но, добавляет он, зато теперь есть возможность пригласить белорусских художников, «документирующих мирные демократические протесты» (!) в представительный салон в центре немецкой столицы. Теперь можно быть уверенными, что их голос будет услышан гражданами со всей Европы и мира, посещающими Берлин.
Из аннотации к берлинской выставке: «С одной стороны, население /Беларуси/ переживает самые жестокие репрессии со стороны режима, с другой стороны, именно постоянное взаимодействие между надеждой и отчаянием высвобождает волю к переменам и вдохновляющее творчество белорусов». В извращенной эстетике западноевропейской цивилизации перформансы в костюмах, напоминающих одежду ку-клукс-клана, и правда вполне могут сойти за нечто радикально-художественное.
Куратор выставки — минский фотограф Андрей Лянкевич, публиковавшийся в ведущих белорусских и российских газетах, а также международных изданиях, а с 2006 года — читающий лекции по фотожурналистике в Европейском Гуманитарном Университете в Вильнюсе. Свое путешествие в Берлин для открытия выставки он описывает в интервью Deutsche Welle как вылазку в мир, «в котором люди ходят в рестораны и музеи, и у них нет задней мысли, что за микроавтобус стоит в твоем дворе». Тут стоит добавить, что рестораны и музеи были полностью закрыты по всей Германии более 7 месяцев, а с июня 2021 года они открылись только для тех, кто сможет доказать свой иммунный статус по ковиду: переболел, привился или имеешь отрицательный тест. Пока тесты можно сделать один раз в неделю бесплатно. Но уже объявлено, что скоро эта поблажка будет отменена. Так что любые формы социальной жизни останутся в Германии, как уже сделано во Франции, только для тех, кто готов подвергаться фармаэкспериментам на регулярной основе. Очевидно, медицинский концлагерь и есть «свобода» в либеральном сознании.
На рекламных тумбах Берлина афиши к выставке (а ими завешан весь город!) соседствуют с чем-то радужно-либеральным, отсылающим нас к проблемам секс-меньшинств как наиболее душещипательной теме в стране, задыхающейся второй год в локдаунах и перешедшей к открытой сегрегации по иммунному статусу. На то, как важно поддержать белорусских представителей секс-меньшинств, очевидно, указывает и снимок с выставки, где под бело-красно-белым флагом на фоне минских военных запечатлены в страстном поцелуе две девушки. Яркий образ той новой реальности, которую должны были бы принести ожидавшиеся на западе перемены в Беларуси.
Немецкий проправительственный канал Deutsche Welle не скрывает своих ассоциаций: «Корреспонденту DW увиденное на выставке напомнило Киев начала весны 2014 года — тогда по всему центру города, буквально на каждом втором фонарном столбе, были расклеены стихи “поэтов из народа”, участников Майдана, которые пытались выплеснуть свои чувства на бумагу». Существенное отличие: революция в Минске не победила, и либеральному Западу остается только пытаться всеми доступными способами раздувать медийное внимание к событиям годичной давности.
Berliner Zeitung пишет: «Эта выставка посвящена повседневным героям, этим людям, кто не хочет ничего кроме честных выборов и достойной жизни». И далее: «Сотни тысяч людей вышли на улицы, рисковали своей жизнью, сдались спецназу, чтобы выразить свою свободную волю». И это, пишет пресса Берлина, которая клеймит позором семьи с детьми, пенсионеров, интеллигенцию, уже год протестующих против ужесточения медицинского террора в стране, называя их нацистами и правыми экстремистами. Берлинская полиция поливает эти шествия из водометов и укладывает старушек лицом об асфальт.
А теперь самое время изучить, кто выступает партнерами этого шоу для привлечения внимания.
Во-первых, это спутниковый телеканал «Belsat» со штаб-квартирой в Варшаве, вещающий на белорусском языке и финансируемый международными фондами. Этой информации уже достаточно, чтоб понять направленность его деятельности и, соответственно, подачи информации. При телеканале организован свой фонд — «Зона солидарности». Основателем фонда, занятого формированием нового поколения молодых журналистов для нужд антибелорусской пропаганды, является директор телеканала Агнешка Ромашевская-Гузы, получившая образование и первый опыт работы в СМИ в США, и заместитель директора телеканала Алексей Дикавицкий. Как заявляет Дикавицкий, он «уверен, что белорусы смогут сделать правильный и соответствующий национальным интересам страны политический выбор только в том случае, если будут иметь неограниченный доступ к информации». Фонд получает гранты и от агентства Рейтерс, сыгравшего немаловажную роль в информационной войне для развала СССР. Сейчас же агентство Рейтерс спонсирует, наряду с прочим, обучение журналистов, создающих образ «коронавирусного апокалипсиса», и проводит фотоконкурсы, нацеленные на нагнетание общемировой паники.
Во-вторых, партнером выставки стало Немецкое общество изучения Восточной Европы. Из недавнего: 9 августа 2021 года оно призывало собраться всех, кого волнует «отсутствие демократии в Беларуси», перед посольством страны в Берлине, о чем было заранее оповещено в соцсетях.
И, в-третьих, среди партнеров фигурирует новоиспеченное (от 9 августа 2020) объединение белорусов и белорусок в Германии «Razam», участникам которого, как указано на их сайте, «небезразлична судьба страны в географическом центре Европы, граждане которой храбро борются за право самим определять свою судьбу». Объединение призывает к взаимопомощи и поддержке белорусов в эмиграции, и информирует — в своем ключе — жителей Германии о событиях в Беларуси. Так, например, на сайте недавно появился материал об Алане Гебремариам, задержанной в ноябре 2020-го по подозрению в организации массовых беспорядков в Минске. При этом деятельность соратницы Светланы Тихановской преподносится как «впечатляющая» и крайне важная для всех белорусов. Под хэштегом #FreedominBelarus (Свобода в Беларуси) на сайте этого объединения можно найти и другие портреты политзаключенных, а также подкаст с многоговорящим названием «Бело-Красно-Белое. Свобода в изменении».
Вход на берлинскую выставку бесплатный. Но чтобы на нее попасть, надо заранее пройти онлайн-регистрацию — под предлогом эпидемиологической ситуации все контакты и посещения в Германии уже второй год отслеживаются. Вы оставляете ваши данные и фиксируете ваше время посещения, и если в то же время на выставке окажется некто с позитивным ПЦР-тестом, вы отправитесь на 14-дневный карантин. Об этом почему-то не пишут рецензенты. Видимо, потому, что для жителей Европы это уже давно стало нормальностью, в которую жаждущие перемен и их спонсоры хотят отправить и Беларусь.
Автор статьи: Марина Румянцева
Автор фото: Марина Румянцева и из открытых источников