Большинство православных икон, которые есть у нас дома или находятся в храмах, стали привычными. Мы узнаем образы любимых святых, Иисуса, Богородицы.
Иконописцы создают их изображения по канонам, которые не могут ни на йоту изменить. Мне посчастливилось быть в городецкой иконописной мастерской в Нижегородской области, там подробно показали весь процесс от подготовки деревянной основы до финальной обработки иконы составами для сохранения яркости красок. Так вот, изображение святого наносится тонкой иголочкой на основу с кальки, где прочерчена каждая деталь.
Однако есть такие образы, которые не встретишь повсеместно - они сохранились лишь в отдельных святых местах и часто вызывают удивление у верующих. Об одном из них поговорим сегодня.
Святой Христофор (псеглавец)
В христианской традиции собака считается существом нечистым, в отличие от кошки, которую, как известно, пускают даже в алтарь. Как же вышло, что святой Христофор на иконах изображался с пёсьей головой?
История сохранила предание о пёсьеголовом великане Репреве, захваченном римскими войсками. Он принадлежал к племени язычников, которые также были пёсьеголовыми, но уверовал в Христа еще до крещения. За это он подвергался насмешкам и побоям, но принимал их со смирением и не защищался, хоть и обладал завидной силой. После крещения Репрев принял новое имя - Христофор.
Император Деций Траян повелел доставить к нему силача и прислал за ним 200 лучших воинов. Многие из них по дороге наблюдали чудеса Христофора: расцвел его посох, он умножил хлеба и накормил солдат, когда провизии осталось мало и им грозил голод.
Император хотел, чтобы Христофор отрёкся от веры. Чтобы сломить дух будущего святого, он подослал к нему двух блудниц, которые должны были соблазнить его. Однако они не только не выполнили приказ императора, но и сами уверовали и захотели жить праведной жизнью.
И солдат, обратившихся к Христу, и бывших блудниц казнили, но они умерли мучениками, не предав своих убеждений. Следом обезглавили и Христофора.
По другой версии, пёсья голова символизирует звериное, языческое начало, которое Христофор победил, прежде чем стать примерным христианином.
Есть и третье предположение, что первоначально будущий святой был прекрасным юношей, но, понимая, что великая красота способствует гордыне, попросил Бога дать ему другую внешность и стал псеглавцем.
К сожалению, сохранилось не так много изображений Христофора в облике псеглавца - в XVIII веке церковное руководство решило, что вид его слишком устрашающий и ... запретило писать святого с головой собаки (или волка).
С тех пор его изображали в виде воина или в образе великана, переносящего через реку младенца. Но на сохранившихся фресках в древних храмах (например, в Успенском монастыре г. Свияжск в Татарстане) и иконах (в первую очередь старообрядческих) св. Христофор предстает псеглавцем.
Откуда взялся образ с младенцем?
Легенда гласит: будучи язычником, великан Репрев решил, что покорится только самому могущественному господину. Присягнул царю, но тот боялся дьявола. Раз так, решил Репрев, пойду к дьяволу - и стал его слугой. Поклонялся "князю тьмы", считая его самым сильным, но вдруг понял, что тот боится креста.
В смятении Репрев бросился к мудрому отшельнику, чтобы спросить, что теперь ему делать, какому господину служить? И старец сказал:
- Видишь тех путников, которые не могут перейти бурную реку? Пойди, помоги им!
Послушался великан и увидел маленького мальчика, который хотел перейти на другой берег. Великан взял его на руки и удивился, насколько ребенок был тяжелым! Он почувствовал на своих плечах тяжесть целого мира! И не удивительно - на его руках был тот, кто взял на себя грехи всего человечества - Христос в облике Богомладенца. Понял Репрев, кто истинный его царь - самый могущественный в мире - и тут же крестился под именем Христофор (значение имени - "несущий Христа").
О чем напоминает нам образ Христофора псеглавца? Мне кажется, о приоритете внутреннего (духовного) над внешним. Истинная красота, сила и другие качества приумножаются изнутри, а не снаружи.