Найти в Дзене

Лекция 3. Типы изложения музыкальной ткани.

Музыка имеет конструктивное и деструктивное начала. Конструктивное начало — есть цельная, чётко оформленная структура. Деструктивное начало — есть нецельная, «рыхлая» структура. Сочетание конструктивного и деструктивного начал рождает полноценный музыкальный шедевр. Существует четыре основных типа изложения музыки: — экспозиционный (ЭТИ), — развивающий (РТИ), — предыктовый (ПТИ), — заключительный (ЗТИ). Экспозиционный тип изложения: Главное свойство - равновесие конструктивного и деструктивного начал. Основные отличительные признаки: — С точки зрения гармонии: преобладание основной тональности, отклонения в тональности первой степени родства. — С точки зрения фактуры: чаще всего гомофонно-гармоническая , но и полифония тоже может присутствовать. — С точки зрения тематизма: яркий, рельефный, основа — один тематический элемент. — С точки зрения мелодии: есть одна кульминационная точка. — С точки зрения структуры: наиболее характерна квадратность, четкость распределения всех тематических

Музыка имеет конструктивное и деструктивное начала.

Конструктивное начало — есть цельная, чётко оформленная структура.

Деструктивное начало — есть нецельная, «рыхлая» структура.

Сочетание конструктивного и деструктивного начал рождает полноценный музыкальный шедевр.

Существует четыре основных типа изложения музыки:

— экспозиционный (ЭТИ),

— развивающий (РТИ),

— предыктовый (ПТИ),

— заключительный (ЗТИ).

Экспозиционный тип изложения:

Главное свойство - равновесие конструктивного и деструктивного начал.

Основные отличительные признаки:

— С точки зрения гармонии: преобладание основной тональности, отклонения в тональности первой степени родства.

— С точки зрения фактуры: чаще всего гомофонно-гармоническая , но и полифония тоже может присутствовать.

— С точки зрения тематизма: яркий, рельефный, основа — один тематический элемент.

— С точки зрения мелодии: есть одна кульминационная точка.

— С точки зрения структуры: наиболее характерна квадратность, четкость распределения всех тематических элементов и кадансов.

Л. ван Бетховен - Патетическая соната. I часть, ГП
Л. ван Бетховен - Патетическая соната. I часть, ГП

Развивающий тип изложения:

Преобладание деструктивного начала. Характерно «разрушение», отсутствие законченных структур.

Основные отличительные признаки:

— С точки зрения тематизма: нетипично полное проведение тем, а характерно вычленение отдельных интонаций.

— С точки зрения фактуры: тенденция к полифонической фактуре. Иногда в буквальном виде, а иногда в контексте гомофонии.

— С точки зрения гармонии: обилие секвенций, избегание тональностей первой степени родства, отклонения, модуляции и другие виды гармонических неустоев.

— С точки зрения структуры: секвенцирование, дробление, суммирование, полное отсутствие или редкое присутствие кадансов.

Л. ван Бетховен - Патетическая соната. I часть, Разработка.
Л. ван Бетховен - Патетическая соната. I часть, Разработка.

Предыктовый тип изложения:

Характерны деструктивное начало, но, одновременно, и остановка движения.

Характерная черта:

всякого рода движение тематических звеньев (точное или неточное повторение, секвенции, самостоятельная мелодическая линия) на D органном пункте (III или V ступени).

Л. ван Бетховен - Патетическая соната. I часть, Предыкт перед Репризой.
Л. ван Бетховен - Патетическая соната. I часть, Предыкт перед Репризой.

Заключительный тип изложения:

Преобладание конструктивного начала, повторности одного и того же тематического звена.

Основные отличительные признаки:

— С точки зрения гармонии: господство Т, чаще доминирует тонический органный пункт. Временами подчеркивание S гармонии (II, IV или VI ступени).

— Обилие кадансов.

— Нередко присутствует угасание динамики и ритмическое торможение.

-4
-5
-6