В июне 2021 года в издательстве ЭКСМО при поддержке Арт-кластера «Таврида» вышел дебютный роман казанской писательницы Татьяны Ван «Театр Тьмы».
— Татьяна, здравствуйте! Я узнала вас благодаря мистическому триллеру «Театр тьмы», который выиграл в творческом конкурсе«Таврида». Думаю, читателям блога, как и мне, будет интересно больше узнать о вас самой. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?
— Майя, добрый день! Мне 24 года, я родилась и выросла в Казани. На момент интервью живу в Питере – собираю информация для нового романа.
У меня два образования – среднее специальное и высшее. По первому я бухгалтер, а по второму специалист в сфере международных экономических отношений. Выбранные профессии мне нравятся, но серьезно я занимаюсь только творчеством. Сейчас, как и в студенческие годы, совмещаю экономику и литературу. Мне комфортно жить одновременно и среди цифр, и среди букв, поэтому работаю ассистентом в бухгалтерском отделе.
— Как вы начали писать?
— Как и многие авторы – случайно. Но у меня есть две предпосылки. Возможно, первая как-то влияет на вторую. Или наоборот.
Первая:
Все детство я разыгрывала в своей голове разные сценки. Почему? Не понимаю. Возможно, все дело в том, что я была довольно замкнутым ребенком и мне не хватало событий в жизни. Например, я придумывала, что еду летним вечером в электричке с большой компанией друзей к себе на дачу. Нам весело, мы смеемся. Среди друзей всегда был мальчик, который мне нравится. По классике жанра, он должен был признаться мне в чувствах. Все это я придумывала в 7-9 лет. Ничего не записывала, лишь представляла. А потом, в 13 лет, поймала себя на мысли, что фантазирую уже не про себя, а про других людей. И эти люди – вымышленные. Хотя частично. Моя первая работа (и сразу большая) – фанфик по немецкой группе Tokio Hotel. В 13 лет я написала 200 страниц непонятного текста. Моими читателями были родители и лучшая подруга. И самое удивительное – я могла выложить это в интернет, но у меня не было потребности найти читателей. Хотелось просто писать. Так пошло-поехало. После я пыталась писать фф по группе NU’EST, а вскоре начала придумывать оригинальных персонажей. Этот путь занял у меня 11 лет.
Но, мне кажется, многие дети что-то представляют, фантазируют. Такой период. Поэтому, думаю, в этом нет ничего удивительного и писать я начала по другой причине.
Вторая предпосылка:
Уже в раннем детстве я узнала на собственном опыте, что люди могут лгать, наговаривать на других, обвинять человека в том, в чем он невиновен. Причем я узнала о самых гадких проявлениях этой самой лжи. Меня это выводило из себя, внутри накапливалась обида, злость. Я злилась на людей, на ситуации. Я не понимала, почему люди (взрослые и дети) такие беспощадные. И те, и другие делали вещи, которые претили моей природе – врали, распускали дурные слухи о тех, кто этого не заслуживал. Все это напоминает мысли главной героини. В этом мы с ней сильно похожи. И я, и она ненавидим обман.
И вот как-то раз (мне было около 8 лет), я решила переложить всю обиду на бумагу. Как сейчас помню, села за письменный стол, вырвала из зеленой тетрадки по математике двойной листочек и начала записывать все, что со мной случилось за день. Писала о том, с какой несправедливостью столкнулась, как это на меня повлияло, что сказал один человек и что ему ответил второй. Только сейчас я понимаю, зачем все это делала. Писать – значит освобождаться. В начальной школе, садясь за репортаж собственной жизни, я неосознанно перекладывала на бумагу весь негатив, который мог застрять внутри и превратить мое детское сердце в камень. Я неосознанно спасла сама себя.
Сейчас мне 24 года, и я делаю то же самое. Когда сажусь писать, я очищаюсь: описываю все заботы и тревоги, которые терзают меня, и на душе становится легче. Еще английский писатель Сомерсет Моэм говорил (не цитата, общий смысл), что автор пишет для того, чтобы освободить душу от тоски, а плечи от тяжести. Не зря многие советуют записывать свои переживания на бумагу (не важно – физическую или электронную). Как запишешь, так сразу дышать становится легче.
Вот две причины почему я пишу.
— Что означает ваш псевдоним «Ван»?
— Уже не помню, с какого года со мной этот псевдоним. Возможно, с 2017.
Он появился из-за инстаграма. Я захотела сменить ник, как-то поиграв со своей фамилией. Я Иванова. Помню, сидела вечером на диване и перебирала в голове несколько вариантов: «Иван», «Ива (???)», «Ванов», «Ван».
Ван.
Через меня прошел ток, и я решила, что буду Татьяной Ван.
Татьяна Иванова.
Ник в инстаграме изменила и успокоилась.
Примерно через год или пару месяцев я начала смотреть корейскую дораму «Алые сердца Корё», а в ней у героев-правителей была фамилия Ван. И тут я вспомнила, что «Ван» вообще-то азиатская фамилия, а не просто набор букв.
Тут все окончательно встало на свои места, потому что я люблю Азию с 14 лет и для меня важно иметь в своем творческом псевдониме «азиатские корни».
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Самое интересное – мой мир очень многообразный. Я живу не только в нашей реальности, но и в своем воображении, где знакомлюсь с новыми людьми, оказываюсь в каких-то невероятных ситуациях. Я ведь наблюдаю за персонажами из-за угла и разгадываю загадки вместе с ними. Это очень приятное занятие! В этом плане я ничем не отличаюсь от своих читателей.
Самое трудное – жить реальной жизнью. Из-за писательства жертвуешь многим: друзьями, личной жизнью, отдыхом, высокооплачиваемой работой, потому зарплата зависит от приложенных усилий, а чаще всего автор не готов отдавать всего себя выбранной профессии. Не знаю, как у остальных, но у меня такие трудности. Если хочешь писать на постоянной основе, а не выпускать одну книгу в пять лет, нужно очень много работать и очень много узнавать. Для этого ты фокусируешься только на писательстве. Жертвы большие. Как и в любом любимом деле. При этом гарантий того, что в писательстве ты чего-то достигнешь – ноль. Пишут не ради славы и денег. Пишут потому, что не могут не писать.
— Как вам пришла идея «Театра тьмы»?
— Я ехала на учебу в переполненном автобусе. Было около 11 часов утра. На календаре 22 октября 2019 года. Я читала книгу, но вскоре поняла, что не понимаю, о чем в ней говорится. Голова была забита другим. Я убрала книгу, посмотрела в окно и подумала: «Я хочу написать про камерный театр, у которого будет необычный художественный руководитель. С жутким прошлым и с не менее жутким настоящим. В свое время он сделал что-то плохое и поплатился за это собственной душой». Я уцепилась за эту идею мертвой хваткой и больше ее не отпускала. Хотя вскоре идея начала обтачиваться и появился тот «Театр», который вы можете купить в книжных.
— Почему именно мистический триллер?
— Люблю сочетание этих двух жанров. Мистику я читаю с подросткового возраста, мне нравится все необычное и необъяснимое. Когда пишешь мистику, нет границ. А все сверхъестественное прекрасно сочетается с триллером.
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— Первый черновик я написала за четыре месяца. Если обобщить все черновики и работу независимого редактора, то в сумме получится десять месяцев. Финальные правки были перед публикацией. Их я закончила делать 10 октября 2020 года. Можно сказать, «Театр» готовился ровно год.
Сейчас мне сложно вспомнить трудности. Кажется, что все было хорошо и гладко, хотя это не так. Единственное, что сейчас приходит мне на ум – я долго разбиралась в тюремной системе Великобритании, не могла уловить суть работы «от» и «до». Постоянно оставались вопросы. Но я разобралась, все хорошо ахах
— Я знаю, что сначала это был самиздат роман. Можете рассказать про этот опыт? В чем плюсы и минусы? Понравилось ли вам быть независимым автором?
— Плюс – это та самая независимость. Ты можешь писать все, что угодно. Но мне повезло. Роман «Театр Тьмы» вышел в ЭКСМО в том виде, в котором я его написала. Редактор предлагал изменить название, но все-таки мы остались на моем варианте.
Минусы:
1. Читательская аудитория относится к тебе и твоему роману скептически. У нас в обществе есть большое предубеждение о независимых писателях, якобы у них нет ничего интересного, поэтому можно не обращать внимания на сегмент. Но это заблуждение. Надеюсь, к самиздату скоро будут относиться лучше, чем сейчас. Да, есть положительная динамика, но пока издательства все равно выступают в роли «знака качества». Хотя все это глупости.
2. Нет дистрибуции в книжные сети и интернет-магазины.
— Так как вы участвовали в проекте арт-кластера «Таврида», можете поделиться своими впечатлениями? Что вы чувствовали, когда узнали, что стали победителем?
— Если одним словом, то Таврида – это место, где сбываются мечты. Я ехала на форум с желанием узнать, что эксперты (писатель Вадим Панов и уже экс-редактор ЭКСМО Михаил Форрейтер) думают о моем романе, а получила даже больше, чем просто их мнение и советы. Они дали моей работе шанс быть услышанной читателями.
Что я почувствовала, когда узнала, что «Театр тьмы» будет опубликован? Не поверила. Все казалось каким-то сном. Даже когда подписывала договор с издательством, не верила, что увижу роман на полке в книжном. И сейчас я в шоке от того, что он напечатан.
— В книге очень много искусства и фактов о театре. Вы узнавали все это для написания книги или просто увлечены театром?
Я увлечена театром как простой зритель. Но чтобы понять актеров, я читала книги Константина Станиславского, Михаила Чехова, пересмотрела множество интервью режиссеров и артистов. Поэтому больше знаний о театральном искусстве приобретала именно в процессе работы над романом.
— Есть ли у героев «Театра тьмы» прототипы?
— Нет. Все персонажи выдуманные. Их характеры и поступки – тоже.
Но недавно я начала подбирать реальных актеров, которые могли бы сыграть персонажей в «Театре Тьмы».
Например:
Бармен – Билл Скарскард
Сара Гринвуд – Лили Рейнхарт
Барон – Люк Эванс
Ирландец – Донал Глисон
Пока подобрала не для всех с:
— Сложно ли было придумать название книги и дать имена героям?
— Название книги я придумала быстро. А вот с именами все было сложнее, особенно с одним. Я очень долго не могла придумать имя Бармену, актеру, в которого должна была влюбиться героиня. «Том Харт» появился не сразу, но это имя подходит персонажу как нельзя лучше. Я рада, что этого паренька зовут именно так.
— Можно ли сказать, что в персонажах книги есть что-то от вас?
— Одна моя подруга, прочитав роман, сказала: «Тебя можно найти в каждом персонаже. По чуть-чуть». Поэтому да. В персонажах есть что-то от меня. И это естественно – сюжет рождался в моей голове, что-то «мое» случайно перетекло в историю.
— Я наслышана о том, что начинающим авторам сложно продвигать свою книгу и сделать так, чтобы о ней узнали. Можете рассказать о своем опыте продвижения?
— Да, очень сложно. Сейчас я только ступила на этот тернистый путь проб и ошибок, поэтому пока ничего сказать не могу. Примерный план продвижения у меня есть, сейчас как раз над ним работаю.
— Что вы думаете о книжных блогерах? Взаимодействовали ли вы с ними в рамках продвижения книги?
— Я их обожаю! И считаю, что книжные блогеры – это большое спасение для начинающих авторов, которые напоминают слепых котят. Мы не понимаем, как нам привлечь аудиторию, что делать с книгой и все в таком роде. А блогеры знакомят нас с читателями, пишут честные рецензии. Это бесценно. Например, именно блогеры год назад первыми поверили в «Театр Тьмы». Я писала нескольким людям, отправляла свой роман и была приятно удивлена положительным комментариям.
И за прошлый год я познакомилась с очень интересными читателями. Со многими до сих поддерживаю связь в инстаграме. В этом году планирую делать то же самое. Хочется новых знакомств.
— В июне вы участвовали в книжном фестивале «Красная площадь». Поделитесь своими впечатлениями от презентации? Было ли волнительно участвовать в таком мероприятии?
Опять же – казалось, что я во сне. Я приехала в Москву утром и из-за волнения напилась кофе. Сначала зашла в КФС на вокзале, купила капучино. Потом приехала в центр и перед встречей с подругой зашла в Мак. У меня был трип по кафешкам быстрого питания! И все это из-за легкой тревожности. Ключевое слово тут – легкой. Я быстро поборола страх. Когда сидела перед аудиторией, тревога и волнение куда-то пропали. Я была уверена в себе и, самое главное, в «Театре Тьмы». Все прошло прекрасно.
— Я знаю, что к выходу книги вы сделали тематический мерч. Расскажите, сложно ли делать мерч по своей книге? Понравился ли вам этот процесс?
— Не сложно. Это даже интересно. Я сделала небольшой мерч к дебюту, но позже думаю расширять продукцию.
— Так как Сара в книге журналистка, не могу не спросить вас, а сами вы не хотели быть журналисткой?
— Самое интересное – я работала журналисткой. Но быть журналистом и работать им – это не одно и то же.
Как это было: на первом курсе университета мне захотелось окунуться в студенческий актив, но я не умела ни танцевать, ни петь, ни играть на сцене (сейчас, впрочем, тоже). Могла только писать (благо за плечами был большой опыт создания рассказов), поэтому подалась в журналистику. И заинтересовалась ей настолько, что на первом курсе универа поступила и отучилась в молодежной школе журналистики, а потом два года работала в СМИ и еще была главным редактором студенческого журнала.
Мой первый опыт начался сразу с большого регионального информационного агентства «Татар-информ». Я брала интервью, писала новости и репортажи об обществе, культуре и очень редко на экономически темы. Позже ушла в интернет-издание «Площадь свободы». Там углубилась в социально-общественную журналистику, проводила небольшие расследования.
В общей сложности я «варилась» в журналистике три года. За это время не написала ни одной книги. И тогда-то поняла, что что-то не так.
Когда ко мне пришла идея «Театра Тьмы», я отказалась от работы журналистом и полностью сфокусировалась на творчестве, ведь в первую очередь я – автор, а уже потом репортер.
Поэтому я никогда не была настоящим журналистом. В этом плане Сара очень сильно от меня отличается. Потому что она истинная журналистка. А я сейчас считаю, что работала в этой сфере только потому, чтобы придумать свой дебютный роман.
— В «Театре тьмы» вы часто упоминаете классические произведения. Можно сказать, что это ваши любимые книги?
— Да. Все книги и фильмы, которые я упоминаю – это то, что я советую читателям. Карлос Руис Сафон, Франц Кафка, Харуки Мураками – я их очень люблю. И в книге я писала (и всегда пишу) только о том, с чем знакома сама.
— Есть ли у книги плей-лист?
— Да, он очень большой. Вот ссылки на него:
https://vk.com/wall-197213223_292
https://vk.com/wall-197213223_163
https://vk.com/wall-197213223_65
https://vk.com/wall-197213223_49
— Есть ли жанр, в котором вы бы хотели попробовать свои силы?
— Раньше я писала реализм. Кто знает, может когда-нибудь я к нему вернусь. Но, возможно, это будет мистический реализм.
— Я знаю, что вы уже пишете новую книгу. Можете рассказать о ней подробнее? Можно ли ждать ее в печати?
— Да, я сейчас пишу новый роман, планирую закончить его к 2022 году. Это тоже мистика Young Adult. Главная героиня – девятнадцатилетняя художница, которая по воле судьбы ввязывается в сверхъестественную историю, связанную с египетской мифологией и сюрреализмом. Ключевая фишка романа – картина малоизвестного художника Аранея: «Дьявольские глаза» (в каждом глазу по две радужки), которые разделены ровно посередине египетским знаком вечной жизни (Анх – ☥) . К тому же, ясно видно, что один нарисованный глаз принадлежит мужчине, а другой – женщине. То есть получается, что два совершенно разных человека слились в одно целое.
Моей героине предстоит узнать, что скрывается за этой картиной, почему она всем девушкам приносит несчастья, как связана с Египтом и кем на самом деле был ее автор «Араней», ведь о нем нет никакой информации, кроме как той, что он умер в двадцать один год и звали его Калверт Телфорд. Юноша рос в семье торговцев картинами.
У героини будут личные мотивы узнать о происхождении картины, потому что из-за загадочной работы в беду попадает ее старшая сестра, с которой у юной художницы непростые отношения.
Будет очень много отсылок к 20-ым годам 20 века. Если в «Театре Тьмы» фундаментальные события происходили в 60-х годах, то сейчас я углубилась в начало столетия.
Кстати, без любовной линии тоже не обойдется. В новом романе будет больше взаимодействий между героиней и ее предполагаемым молодым человеком. Остро будут подняты вопросы о взаимоотношениях между родственниками и друзьями.
Как-то так. Сейчас написано чуть меньше половины. А будет ли книга напечатана – вопрос. Думаю, я отправлю рукопись на рассмотрение в разные издательства, но что из этого выйдет предугадать невозможно.
— Так как вы живете в Петербурге, можете рассказать о своих любимых местах в городе?
— МДТ-театр Европы;
— Театр на Литейном;
— Книжный магазин «Подписные издания»;
— Петроградский остров (вся территория возле метро Горьковская и Петроградская);
— Сфинксы на Неве напротив Академии художеств РФ;
— В Ленинградской области – Павловский парк.
— Ваши любимые фильмы?
— Работа без авторства;
— Великий Гэтсби (с Леонардо Ди Каприо);
— Бруклин (с Сиршей Ронан);
— С любовью, Саймон;
— Богемская рапсодия;
— Маленькие женщины.
— Любимые музыкальные исполнители?
— Я меломан, поэтому мне сложно написать короткий список.
Пусть будет так:
NU’EST
Black Veil Brides
Maneskin
Palaye Royale
IAMX
Red
Fall Out Boy
Three Days Grace
Hurts
Мельница
Земфира
— Как вы относитесь к тому, если читатели хотят общаться и спрашивают вас о книге, задают вопросы?
— Отлично! Я люблю, когда мне задают вопросы и готова общаться. Поэтому стесняться не стоит. Я хочу быть для своих читателей другом.
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Я стараюсь о ней не думать. Задумаешься, сразу станет тоскливо. Она есть, и к тому же огромная. Но у меня, например, нет желания с кем-то соперничать. Я считаю, что творчество – это не про то, у кого лучше и оригинальнее. У всех все прекрасно, каждый автор большой молодец.
Мой главный соперник – это я сама. Вот с собой мне конкурировать интереснее. Хочется постоянно развиваться, расти в своих текстах. Все в таком роде. Например, я пишу новый роман от третьего лица и вижу, что он технически взрослее «Театра Тьмы». Это приносит мне удовольствие.
А друзья-авторы у меня есть. Их очень много. Кто-то из них пишет реализм, кто-то фантастику и фэнтези. Мы поддерживаем друг друга, потому что без поддержки писать трудно – можно скатиться в яму апатии. Писать книги – это почти то же самое, что тащить на спине мешок с цементом. Если никто не будет подстраховывать, сорвешь спину. Мне повезло с друзьями. Надеюсь, им со мной тоже.
— Можете посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать?
— Карлос Руис Сафон, цикл «Кладбище забытых книг»: Игра Ангела, Тень ветра, Узник неба, Лабиринт призраков;
— Маркус Зузак «Книжный вор»;
— Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»;
— Харуки Мураками «Убийство командора»;
— Стивен Кинг: 22.11.63, Худеющий, Дюма Ки, Побег из Шоушенка;
— Сомерсет Моэм: Миссис Крэддок, Театр;
— Ирвинг Стоун «Жажда жизни»;
— Элизабет Гаскелл «Север и Юг»;
— Халлед Хосейни «Бегущий за ветром».
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— Я не восхищаюсь судьбами и жизнями людей, я восхищаюсь их внутренней силой и творческим потенциалом.
Мое вдохновение: Ирина Горбачева, Манижа, Дамиано Давид (Maneskin), ДжейА (NU’EST), Сомерсет Моэм, Карлос Руис Сафон.
Это из известных. Из малоизвестных – друзья, знакомые, некоторые книжные блогеры из Инстаграма. Все люди, которые меня окружают, чертовски прекрасны.
Большое спасибо Татьяне за интересный разговор!
Татьяна в инстаграм @tanyawang.writer