Найти тему
Егор Панковский

ВЫБОР КАМЕРЫ ДЛЯ СЪЕМКИ ВИДЕО

Оглавление

КАКИЕ БЫВАЮТ КАМЕРЫ?

Видеокамеры, фотокамеры, экшен-камеры, смартфоны. Это то, что использует большинство энтузиастов и профессионалов. Кинокамеры, само собой, я не включаю в наш список, потому что они слишком дорогие и это исключительно выбор больших профессионалов и продакшнов.

-2

Видеокамера – это очень удобно, но очень редко попадаются модели, у которых можно сменить оптику. А подобрать к таким камерам именно нужный лично вам объектив еще сложнее. Поэтому для доступной художественной съемки, при который мы можем поиграться с глубиной кадра, фокусными расстояниями – чаще всего выбирают именно фотоаппарат.

-3

Современные камеры уже не совсем правильно называть фотоаппаратами, потому что это скорее гибридные камеры, в которых видео функция иногда оказывается главенствующей. Также сейчас на рынке существуют и решения вообще без фото-функций. Например, бюджетные кинокамеры blackmagic.

-4

ЗЕРКАЛКА ИЛИ БЕЗЗЕРКАЛКА?

Рынок предлагает нам зеркальные и беззеркальные камеры. Зеркальные фотоаппараты своим названием обязаны зеркалу, выполняющему роль видоискателя. Зеркало видоискателя расположено под углом 45 градусов, и фотограф наблюдает изображение, формируемое из света, попавшего в объектив.

-5

По такой технологии работали все зеркальные фотоаппараты прошлого десятилетия и более старые модели, но эта технология не удобна для видеосъемки (в отличии от беззеркальных систем). В беззеркальных камерах для вывода изображения на видоискатель не используется зеркало, оператор видит уже оцифрованную картинку, для чего задействуется ЖК-экран или электронный видоискатель.

-6
-7

Это даёт возможность в реальном времени управлять настройками композиции и сразу на экране видеть результат, который получится в итоге. Также подобные системы более легкие и компактные.

Давайте я перечислю ключевых производителей камер с качественным видео: Panasonic, Sony, Canon, Fujifilm, Blackmagic. Все они предлагают свой функционал, имеют разные матрицы, объективы, байонеты. Естественно, существуют почитатели и любители отдельных компаний, между которыми бесконечно идут споры о том, какая же камера лучше. Но правда в том, что не бывает идеальных камер. Все модели имеют как плюсы, так и минусы. И выбирать камеру вы должны только исходя из лично ваших потребностей, а также бюджета.

-8

МАТРИЦА КАМЕРЫ И КРОП

Коснёмся ключевых отличий. Во-первых – матрицы. Они бывают полнокадровые и КРОП. Большинство современных цифровых кинокамер оснащается полнокадровым светочувствительным сенсором, идентичным по своим физическим размерам плёночному аналогу размером 24х36 мм.

-9

Такой размер сенсора позволяет использовать широчайший ассортимент фото объективов.

КРОП

Кроп-фактор — условный коэффициент, отражающий изменение поля зрения объектива при его использовании с фотоматрицей меньшего размера относительно полного кадра.

Например, матрица микро 4/3 имеет размер 18×13,5 мм, что примерно в 2 раза меньше полного кадра, и имеет КРОП фактор 2.

-10

Кстати, такая матрица была разработана с целью снижения стоимости производства, веса камер и объективов. Про расчёт фокусного расстояния объектива на КРОПе мы поговорим в СТАТЬЕ про объективы.

Кроп-фактор «полнокадровой» матрицы равен единице. В фотографии кроп-фактор (кроме единичных исключений) не может быть меньше единицы, поскольку использование кадра с коэффициентом меньше единицы приводит к виньетированию.

-11

Кроп-фактор служит только в качестве справочной величины и никак не влияет на действительное фокусное расстояние объективов, зависящее от их оптической конструкции.

Существуют также и среднеформатные камеры (матрицы размером до 60×90 мм, которые встречаются только в дорогих профессиональных фотокамерах), а также бюджетные компактные камеры (мини-матрицы размером до 12,8×9,6 мм). Их мы рассматривать не будем, потому что это скорее исключения.

-12

Поэтому мы будем выбирать между полнокадровой и КРОП камерами с кроп-фактором от 1,5 до 2. Посмотрим, какие камеры нам предлагает производитель. Например, Panasonic имеет прекрасную видеомейкерскую линейку Lumix G и GH с матрицами размера Микро 4/3. Такая матрица в 2 раза меньше полного кадра, на неё попадает меньше света, что ведет к увеличению шума.

-13

Так как матрица меньше, чтобы снять широкий кадр нужно отодвинуть камеру дальше, чем если бы мы снимали на полнокадровую камеру, что может оказаться проблемой в небольших помещениях. В кадре меньше объёма (то есть задний фон размывается меньше), и это минус.

НО! Сигнал с такой матрицы обрабатывать проще, поэтому в плане видео такие камеры имеют больший функционал – например 4К 60 или даже 120 кадров в секунду. Также в такой камере есть матричная стабилизация по 5 осям, что труднее реализовать в камере с полнокадровой матрицей.

Так как матрица меньше в 2 раза, при съемке на телеобъектив, например, 200 миллиметров, мы получаем фокусное расстояние уже в 400 миллиметров, что позволяет доставать до более дальних объектов.

-14

В целом камеры микро 4/3 дешевле в обслуживании. Как видите, есть как плюсы, так и минусы. Так что вы должны сами выбирать, что для вас важнее.

Также существуют промежуточные варианты, например матрица APS-C размера 18×24 мм, предназначенная для съёмки на 35-мм киноплёнку.

-15

Такая матрица является стандартом многих кинокамер, и кино-оптика чаще всего создавалась именно для таких камер. Такую матрицу имеют камеры уровня Sony A6000, Canon EOS M50, EOS 200D, Nikon D3200 и многие другие. Камеры Blackmagic выпускаются как с сенсорами микро 4/3, так и APS-C.

Моя основная камера Canon EOS R имеет полнокадровую матрицу, но в режиме видеосъемки в 4К включается КРОП 1.6. Как понимаете, всё очень непросто.

-16

АВТОФОКУС

Также немаловажный фактор при выборе камеры – автофокус. Так как мы всё таки не имеем возможности иметь отдельного человека, который на расстоянии будет управлять фокусом камеры, стоит уделить внимание этой функции.

-17

Камеры Blackmagic практически лишены автофокуса, у камер Панасоник тоже с этим всё очень плохо. Придется наводится на объект заранее и только после этого нажимать кнопку rec. Для съемок самого себя очень неудобно.

Лучший автофокус у камер Canon и Sony, но у более современных моделей. FUJIFILM тоже неплохо справляется с этой задачей.

Обратите внимание на поворотный экран, у многих камер его до сих пор нет, а для некоторый людей это критически важный фактор. Комфортно снимать блог или необычный ракурс, например снизу, без поворотного экрана будет практически невозможно.

-18

При выборе камеры для видео, конечно, важно смотреть на сами характеристики видео, которое снимают камеры. Тут несколько ключевых параметров: разрешение, количество кадров в секунду и битрейт.

РАЗРЕШЕНИЕ

Актуальное разрешение – Full HD. До сих пор у большинства пользователей мониторы именно в FullHD (это размер 1920x1080 пикселей). 4К также становится актуальным, и самые крупные каналы на Ютуб, например, делают контент именно в 4К. Технически, на картинку размером 4К (4096 x 2160 пикселей) поместится целых 4 картинки формата fullHD.

-19

При съемке в 4К и последующем монтаже в FHD мы имеет возможность сделать КРОП (обрезку и приближение изображения) без потери качества в 2 раза, что конечно, очень удобно при кадрировании.

FPS

Количество кадров в секунду определяет, сколько изображений в секунду времени снимает камера, которые и складываются в неразрывное для нашего глаза видео. Минимальное количество кадров, при которых видео воспринимается плавным и неразрывным – 24, также это и кинематографический стандарт. Большинство фильмов до сих пор выходят именно в 24 кадрах.

Чем больше кадров – тем видео плавнее и больше возможностей для замедления имеет (slow-mo). Существуют камеры, снимающие 60, 120, 240 кадров в секунду. Также бывают и совсем уникальные решения для скоростной съемки, позволяющие снимать 10 тысяч кадров в секунду (и даже больше) для создания супер-слоумо (как правило, подобное видео можно записывать в течении нескольких секунд).

-20

Видео в 60 кадрах в секунду выглядит плавнее 24, но менее художественно и, скорее, документально.

БИТРЕЙТ

Также видео имеет важный параметр под названием «битрейт». Каждый кадр состоит из огромного количества пикселей. Если записывать каждый пиксель в видео - видео будет весить слишком много. Вот немного цифр: Один кадр FHD видео это 1920х1080 = 2 073 600 то есть два мегабайта (если сильно упрощать) Получается, что один кадр у нас весит 2 мб. Считаем дальше В одной секунде должно быть не менее 24х кадров. Получается 48 мб. Одна минута - 2880 мб. Почти 3 гигабайта информации! Час - 172 гигабайта.

Поэтому производители камер решили сжимать видео. Для этого и существуют различные форматы. Каждый формат имеет свои алгоритмы для сжатия видео. Битрейт в видео - степень сжатия видеоролика. Когда идет запись видео с матрицы, сигнал сразу кодируется и сжимается. Чем сильнее сжимается, тем меньше места он занимает, но и качество получается хуже. Видео хуже красится и подвергается пост-обработке.

Минимальное значение битрейта определяется так – 1 кадр в секунду – 1 мегабит в секунду. Для 24 кадров должно быть хотя бы 24 мегабита.

Например, моя камера Панасоник Lumix g7 для съемки фуллхд видео имеет битрейт 28 мегабит. И если при съемке в 24 кадрах в секунду видео выглядит неплохо, то в режиме 60 кадров в секунду битрейт остаётся тем же - 28 мегабит. Места, где есть много мелких деталей (например листва) сливается в кашу и квадраты.

Идеальная камера – та, что у вас под рукой. Если возможности купить камеру нет, тогда советую обратиться в аренду. Таким образом можно получить камеру в пользование посуточно за относительно небольшие деньги.