Самая узнаваемая достопримечательность Севастополя – Памятник затопленным кораблям, изображенный на купюре в 200 рублей и запечатленный на сотнях тысяч фотографий туристов со всего мира.
Каждый из нас держал такую купюру в руках, но мало кто знает интереснейшую историю изображенного на ней памятника.
Находится он недалеко от Приморского бульвара и напоминает о событиях первой обороны Севастополя 1854-1855 годов. Этот мемориал изображается на всех сувенирах, которые туристы на память приобретают у местных торговцев.
История затопления
В сентябре 1854 русские потерпели поражение на реке Альме и в это же время англо-франко-турецкая армия высадилась на берега полуострова. Все это значительно дестабилизировало положение защитников. Руководство опасалось, что отбить атаку при прорыве через рейд будет сложно, практически невозможно. Именно поэтому было принято решение затопить часть парусных судов на входном фарватере. Это сделало бы недоступной для врага Северную бухту.
В 1854 году командование Черноморского флота принимает непростое решение – затопить собственную эскадру, чтобы преградить пути вражеским судам. Шла Крымская война, силы англо-французского флота значительно превышали русские. У противников были новые по тем временам пароходы, а у нас – старые деревянные парусники. Было ясно: в бою им не выстоять. Топить свой флот было жалко, но в итоге это решение спасло Севастополь.
Расположены были корабли строго с севера на юг. Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному – «Флору». В ночь на 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали днища, а на некоторые судна установили пороховые заряды. Удивительно, что не все сразу пошли на дно, корабль «Три Святителя» держался аж до самого утра. Заслуженный ветеран сопротивлялся и, казалось, не хотел идти и расставаться с жизнью. Вода с шумом врывалась в прорубленные отверстия, но корабль качался на волнах и не погружался.
Тогда приказано было пароходу «Громоносцу» подойти и пустить несколько бомб в подводную часть.
— Икону на корабле забыли... Вот он и не тонет, — послышался чей-то голос среди матросов.
— Ну, коли икона его держит, — он ни за что не пойдет ко дну, — ответил другой уверенный голос.
— Два дня, братцы, мы его буравили, 14 дыр сделали... Нет... Не тонет... Вот каков он — этот корабль. «Ерой», — рассказывали матросы в толпе.
На корабле-герое, действительно, была позабыта икона св. Николая Чудотворца. ( Эта икона св. Николая Чудотворца находится в настоящее время в музее обороны, в Севастополе).За ней вызвался съездить матрос, достал и привез ее.
Корнилов стоял на берегу, окруженный адмиралами, офицерами. У него навернулись слезы, и он проговорил прерывающимся голосом:
— Вот горькое зрелище! Что веками создавалось, — все в один миг уничтожено. Черноморский флот погиб!
Между тем, несмотря на выстрелы «Громопосца», корабль «Три Святителя» все еще упрямо стоял на водах.
Владимир Алексеевич закрыл лицо рукой, отвернулся и сказал:
— Не могу равнодушно смотреть...
Потом «Громоносец» пустил еще бомбу. Корабль зашатался, волны расступилися, и старик-герой пошел ко дну.
Шум воды, треск ломающихся мачт, грохот пушек, катавшихся с одного борта на другой, сопровождали эту борьбу корабля с морем. Выстрелы «Громоносца» больно отзывались в сердцах моряков. Смотря, как тонул корабль «Три Святителя», многие из них плакали навзрыд.
Но долго горевать и падать духом в эти минуты не приходилось.
Грустный и задумчивый, Владимир Алексеевич первый опомнился и пришел в себя. Он обратился к собравшимся со словами утешения:
«Товарищи, войска наши, после кровавой битвы с превосходным неприятелем, отошли к Севастополю, чтобы грудью защитить его. Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах? Он привел двойное число таких, чтобы наступить на нас с моря. Нам надо отказаться от любимой мысли — разразить врага на воде! К тому же мы нужны для защиты города.
«Главнокомандующий решил затопить 7 старых судов на фарватере. Они временно преградят вход на рейд, и вместе свободные команды усилят войска.
«Грустно уничтожать свой труд! Много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке. Но надо покориться необходимости!
«Москва горела, а Русь от этого не погибла! Напротив, стала сильнее. Бог милостив! Конечно, Он и теперь готовит верному Ему народу русскому такую же участь.
«Итак, помолимся Господу и не допустим врага сильного покорить себя. Он целый год набирал союзников и теперь окружил царство русское со всех сторон. Зависть коварна! Но царь уже шлет свою армию, и если мы не дрогнем, то скоро дерзость будет наказана, и враг будет в тисках!»
Мысль затопить корабли можно назвать гениальною, а ее исполнение — одним из крупных подвигов в обороне Севастополя.
Хотя и тяжела была эта жертва для черноморского флота, но для союзников это был страшный, громовой удар.
Когда тот же французский пароход «Роланд», который донес, что «русский флот готовится к бою», снова должен был донести, что семи судов, стоявших поперек рейда, уже нет, а из воды торчат только мачты, что они, вероятно, потоплены и вход в рейд загражден, то английский адмирал Лайонс от досады рвал на себе волосы.
С преграждением фарватера (Часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей) Севастополь перестал быть портом, и его знаменитый рейд, как выразился Корнилов, обратился в озеро, недоступное, впрочем, для неприятельского флота. Город обратился в крепость, а моряки-матросы — в пехотинцев.
Моряки, исполненные горячей любви к родине, чувством святого долга, стали стрелком, артиллеристами, саперами, чернорабочими, не знавшими отдыха ни днем ни ночью в течение одиннадцати месячной осады, под вечным градом пуль и бомб.
Становление монумента
Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.
Памятник был сооружен в 1905 году.
Высота монумента — 16,7 метра.
Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.
Понравилась статья! Ставьте Лайк!