Доброго времени суток! В этой статье поговорим о нововведениях в сфере обязательной автогражданки. О том, что нас ждет в скором будущем.
Начну с предыстории. Как я уже рассказывал в статье, посвященной расчету суммы страхового возмещения по ДТП, само определение суммы страхового возмещения строится на Единой методике Центрального Банка, разработанной еще в 2014 году. Иначе говоря, на Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П “О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства”.
До недавнего времени сама Единая методика не подвергалась никаким изменениям. И вот Центральный Банк решил обновить данное положение. Само положение датировано 4 марта 2021 года № 755-П и уже опубликовано в правовых системах. В данной статье я хочу остановиться на основных изменениях, которые несет в себе обновленная методика.
Причины изменений
Начну пожалуй с самого главного. Как я уже писал ранее, основной причиной мизерных выплат по ОСАГО являются цены на запасные части и детали, содержащиеся в справочниках РСА. Именно в них кроется причина всех недовольств, связанных с выплатами ОСАГО.
Но перед тем как перейти непосредственно к изменениям, я напомню Вам по какой формуле происходит расчет размера расходов на восстановительный ремонт:
СВР (стоимость восстановительного ремонта)= Р(Р) расходы на проведение работ+Р(М) расходы на материалы + Р(ЗЧ) расходы на запасные части
Если с расходами на проведение работ и расходами на материалы все понятно. И, зачастую, цены на них не вызывают споров. То с расходами на запасные части связаны самые частые претензии в адрес страховых компаний. На этом моменте давайте обратим внимание на саму формулу расчета данных расходов.
Из этой формулы нам интересна стоимость детали
Из пункта 3.6.5 Положения следует следующее – определение стоимости запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), должна осуществляться путем применения справочника средней стоимости запасных частей. Данный справочник формируется и утверждается в порядке, предусмотренном главой 6 Положения.
То есть, для нас как для водителей, имеет значение цена детали, которая занесена в справочник. Теперь мы можем перейти непосредственно к изменениям.
Изменения
Во-первых, изменению подвергнется порядок формирования и утверждения тех самых злополучных справочников средней стоимости запасных частей. Отмечу, что в справочник также включены данные о стоимости материалов и нормо-часов работ. Судя по документу, эти данные будут рассчитываться для каждого конкретного региона РФ.
Здесь стоит обратить внимание на пункт 6.2.1.6 – “Процедура формирования региональных коэффициентов по каждой из марок транспортных средств”. Если сравнивать два документа, то в настоящее время такие данные определяется с учетом экономического региона, что не является объективным. Согласитесь, что цены в Томской и Ростовской области могут существенно отличаться. В добавок, теперь при формировании региональных коэффициентов будут учитываться цены в интернет магазинах.
По каждой из марок транспортных средств профессиональное объединение страховщиков формирует перечень оригинальных запасных частей, необходимый для расчета регионального коэффициента. Данный перечень формируется на основании статистических данных о наиболее часто повреждаемых запасных частях.
По каждой запасной части из указанного перечня выбираются цены не менее чем в пяти интернет-магазинах.
Как я уже указывал выше, подробное содержание процесса формирования справочников раскрывается в главе 6 Положения. И тут для нас имеет значение пункт 6.2.1.5 данной главы. Он в свою очередь разъясняет процедуру по формированию базовой стоимости запасной части. Ведь от стоимости конкретной детали зависит хватит ли автовладельцу страховой выплаты для осуществления ремонта. Приведу основные тезисы, которые меня заинтересовали.
Во-первых, процедура формирования базовой стоимости запасной части будет включать в себя формирования перечня цен на оригинальные запасные части.
Во-вторых, будет формироваться перечень цен на сертифицированные запасные части, являющиеся взаимозаменяемыми с указанными оригинальными запасными частями.
В третьих, из указанного перечня будут исключены цены на сертифицированные запасные части заведомо низкого качества. Это запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов от минимальной цены на оригинальную запасную часть.
В прошлой статье я как раз приводил пример такой разницы в ценах. Когда задняя дверь багажника автомобиля по справочникам стоила 29 тысяч, а по факту цена в магазине была более шестидесяти тысяч рублей.
Другие изменения
В добавление к изменениям в процедуре формирования справочников отмечу, что справочники будут актуализироваться раз в три месяца. В настоящее время такая актуализация проходит раз в полгода. Это, по мнению многих, создает неопределенность в поддержании актуальности цен. Еще одним плюсом будет то, что перед утверждением новая версия справочников будет проходить через общественное обсуждение на сайте РСА. Принять участие в обсуждении сможет неограниченный круг лиц.
Впрочем, это не единственное направление в изменениях. Кроме указанных выше изменений, стоит отметить уточненный порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля (Глава 5).
Также в обновленной методике вводятся правила идентификации транспортного средства, представленного на осмотр (Глава 2). Данные правила тесно соприкасаются с процедурой осмотра автомобиля.
Заключение
В завершении отмечу, что новое положение вступит в силу 20 сентября 2021. Оно заменит аналогичный документ, существующий с 2014 года. И будет применяться для определения расходов на ремонт транспортных средств в связи с ДТП, имевшими место после указанной даты.
Само собой, такие изменения это только верхушка айсберга. А на практике результат таких преобразований будет виден только после вступления в силу данного положения. И еще один момент. Даже с учетом таких изменений я не думаю, что страховые выплаты серьезно вырастут. Но хочется все-таки выразить надежду на то, что эти начальные изменения в итоге принесут больше пользы для потребителя финансовых услуг, как того и требует первоначальное назначение Закона об ОСАГО.
Как говорится, будем ждать и надеяться. А я в свою очередь желаю Вам удачи и безаварийной езды.