Найти тему
Кристина Хачатрян

Произведения искусства в кино: "Зеркало" А. Тарковского

Маргарита Терехова в роли матери; Портрет Джиневры деи Бенчи
Маргарита Терехова в роли матери; Портрет Джиневры деи Бенчи

Вдохновляясь произведениями мировой и художественной культуры, многие создатели кинолент обращались к истории искусства, дабы найти сильный эмоциональный отклик как для себя, так и у зрителя в дальнейшем. Сегодня рассмотрим фильм Андрея Тарковского "Зеркало", пропитанный отсылками к живописи.

"Зеркало" - личная история Тарковского, разговор с самим собой, со своими воспоминаниями, рефлексия в ретроспективе. Соответственно, в киноленте множество упоминаний знаковых картин, образов, наставников режиссёра. Важную роль на становление Андрея Тарковского, судя по всему, оказал Леонардо да Винчи. В фильме использован старинный фолиант с работами великого живописца, в котором — «Прекрасная Ферроньера», «Мадонна с младенцем и святой Анной», «Поклонение волхвов», «Джоконда» и др. работы. Поэтому, неудивительно сходство главной героини с портретом Джиневры деи Бенчи, написанной да Винчи в 1470-е годы. Многие историки искусства считали даму на портрете обаятельной и отталкивающей. Такое впечатление остаётся и после знакомства с мамой героя. Режиссёр признавался, что портрет должен был помочь зрителю в понимании дуализма отношения к матери. С одной стороны, герой повествования любит и боготворит маму, с другой - испытывает некую обиду и жалость по отношению к героине Маргариты Тереховой.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Кроме леонардизма, в фильме можно встретить брейгелевскую атмосферу, передающую детство Тарковского. Реализм, присущий художнику, по-видимому, близок и режиссёру, - эстетикой простоты и органичности наполнены почти все сцены киноленты. Так, эпизод с мальчиком на снежной возвышенности как позой, так и пейзажем напоминает «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего. Бескрайне чистое селение, которое описано сквозь почти детский восторг от окинутых взором территорий роднят художника и режиссёра в умении созерцать и наслаждаться простыми, житейскими картинами.

Сравнение картины и кадра из фильма
Сравнение картины и кадра из фильма

Самоцитирование мы наблюдаем в кадре, где мелькает образ «Троицы», украсившую фильм "Андрей Рублёв". Плакат красуется прямо на стене, как бы отпечатавшись в воспоминании героя. Данная икона, уже сыгравшая важную роль в упомянутом кино, стала сокровенной реликвией для автора картины.

Образ "Троицы"
Образ "Троицы"

"Зеркало" стало отражением не только личных переживаний, но и художественных рефлексий великих творцов, которыми вдохновлялся Андрей Тарковский. Возможно, поэтому его и считали одним из самых знаковых режиссёров авторского кино. Ведь элитарные фильмы способен понять лишь тот, кто мало-мальски интересуется мировой культурой и искусством.