Найти в Дзене
На трибуне

Кому же достанутся все деньги?

Есть такая примета: если вчера оформили трансфер суперзвезды – сегодня жди лавину постов про сотни тысяч проданных футболок и почти отбитые затраты. 

Классика нерушима. Утром фэйком из соцсетей поделился Василий Конов, чуть позже тезис развил Георгий Черданцев («Ползарплаты отбили за день»).  

Пришло время развеять этот миф:

• 250 000 проданных футболок возникли из воздуха – просто левый твит в европейской ночи, ни один нормальный источник об этом не пишет. 

• Эти цифры не бьются ни с какими историческими данными. «ПСЖ» ни разу в истории не продавал через сайт или клубные магазины 250к футболок даже за год (максимум – 226). А в первый день после трансфера Неймара в 2017-м смели 10 000 – и это вообще-то замечательный результат. Так что плюс-минус реальные цифры к этому моменту с учетом эффекта Месси – не более 20 000 продаж.

• Теперь про деньги. Вообще-то, контракт технического спонсора подразумевает не просто рекламу в области груди, а еще и право продавать разные товары с символикой клуба, так что футболки, шорты, гетры и так далее – это товары Nike, а не «ПСЖ». Клуб забирает все деньги только в одном случае: если он закупает товары у экипировщика и управляет магазином на 100% сам, но так делают единицы.

• Чаще всего схема проще: клуб получает сумму по спонсорскому контракту, почти все деньги от реализации формы забирает экипировщик, клуб довольствуется роялти, то есть бонусом за продажи. У «ПСЖ», по описанию главного спортивно-экономического медиа страны Ecofoot, есть две ставки: 8-12% от продаж в сетях Nike, 20% – в магазинах клуба (примерно такие расклады давал и L’Equipe). Отличный бонус и мотивация развивать собственную сеть распространения. 

• «ПСЖ» до трансфера Неймара получал от Nike 25 млн евро в год плюс роялти, но сразу после сделки колоссально давил на спонсора и добился фантастического роста – 80 млн евро в год и проценты от продаж. Официально эта схема до 2032-го, но, думаю, «ПСЖ» будет активно выжимать эффект Месси и попробует внепланово добить контракт хотя бы до 100 млн евро в год (рост аудитории позволяет говорить о пересмотре соглашения). 

• Цель «ПСЖ» – выйти на стабильный миллион проданных футболок в год. Выше я писал, что через свои магазины клуб реализовывал максимум 226 000 (это сезон-2017/18, в сезоне-2018/19 – 199 000). Но есть еще партнерские сети и магазины Nike по всему миру – так вот в сезоне-2018/19 вместе с ними «ПСЖ» все-таки добрался до желанного миллиона. В пандемийном 2020-м о таких цифрах не мечтали, цель на 2021-й – между 800к и миллионом (L’Equipe). 

• Увидев цифры выше, кто-то может воскликнуть: так вот там и продали 200 000 футболок Месси. Нет. В первые дни после трансфера именные футболки звезды продает только клуб – в сети их завезти не успели, спонсор в условиях избыточного спроса принимает предзаказы. 

Я, надеюсь, теперь все вот эти темы про отбитые деньги на продажах футболок развеяны.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь и пишите в комментариях ваше мнение!