Найти в Дзене

Ф. Шопен — Прелюдия A-dur. Анализ жанровых источников.

Жанровые источники: — мазурка (размер ¾ + пунктир в мотивном звене + задержания на сильных долях). — хорал (появляющиеся аккорды на ноте «H» в мелодии. Хорал здесь выступает лишь как «намёк» на него, т.к. используется только один аккорд. Отклонения от жанровых основ: — Мазурка. Медленный темп, нет периодически движущегося аккомпанемента ¾, в чётных тактах застывание на тянущейся ноте (танцевать невозможно): — Хорал. Нет полноценной аккордовой цепочки (в каждом звене из двух тактов повторяется только один аккорд), нет тяготений из одного аккорда в другой: Намёк на аккордовую цепочку появляется только в конце произведения, в точке «золотого сечения»: Общее построение прелюдии (масштабно-тематические структуры): 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2. Жанровая логика направлена на усиление: — Мазурка. Направленность за счёт расширения регистрового диапазона. — Хорал. Направленность от одного повторяющегося аккорда к неполной цепочке аккордов. И хорал, и мазурка не проявляют себя в конце как что-т

Жанровые источники:

— мазурка (размер ¾ + пунктир в мотивном звене + задержания на сильных долях).

хорал (появляющиеся аккорды на ноте «H» в мелодии. Хорал здесь выступает лишь как «намёк» на него, т.к. используется только один аккорд.

Мазурка: ¾ и пунктирный ритм. Хорал: повторяющийся аккорд на ноте «H».
Мазурка: ¾ и пунктирный ритм. Хорал: повторяющийся аккорд на ноте «H».
Мазурка: задержание в мелодии.
Мазурка: задержание в мелодии.

Отклонения от жанровых основ:

Мазурка. Медленный темп, нет периодически движущегося аккомпанемента ¾, в чётных тактах застывание на тянущейся ноте (танцевать невозможно):

-3

Хорал. Нет полноценной аккордовой цепочки (в каждом звене из двух тактов повторяется только один аккорд), нет тяготений из одного аккорда в другой:

-4

Намёк на аккордовую цепочку появляется только в конце произведения, в точке «золотого сечения»:

-5

Общее построение прелюдии (масштабно-тематические структуры): 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2.

Жанровая логика направлена на усиление:

Мазурка. Направленность за счёт расширения регистрового диапазона.

Хорал. Направленность от одного повторяющегося аккорда к неполной цепочке аккордов.

И хорал, и мазурка не проявляют себя в конце как что-то окончательно сформировавшееся. Это один из критериев романтического мышления. Не удивительно, что композитор, используя жанровые истоки мазурки и хорала, называет произведение ПРЕЛЮДИЕЙ.