Найти тему
158 подписчиков

Требования к агитационным материалам в СМИ

364 прочитали

В этот статье — важные требования к содержанию и оформлению агитационных материалов при их публикации в печатных СМИ и сетевых изданиях.

Источник фото: pixaby.com
Источник фото: pixaby.com

Агитационный период выборов депутатов Госдумы восьмого созыва в 2021 году в СМИ начинается 21 августа 2021 г. и заканчивается в 23:59 ч. 16 сентября 2021. В этот период СМИ, которые заявили в избирательные комиссии о готовности публиковать агитационные материалы, будут плотно работать с агитацией.

Также рекомендую прочитать об отличиях информирования от агитации.

Основные нормативные акты о выборах: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Я их буду называть "Закон № 67-ФЗ" и "Закон № 20-ФЗ". Кстати, требования к агитматериалам в них практически дословно повторяются.

Обязательные сведения об агитационных материалах

Агитационный период в СМИ в 2021 году
Агитационный период в СМИ в 2021 году

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать обязательную информацию:

  • наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы;
  • если материал изготовило физическое лицо, то его ФИО, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится его место жительства. Домашний адрес не нужно указывать;
  • наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей агитматериалы;
  • информацию о тираже и дате изготовления этих материалов;
  • указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата.

Эти требования предусмотрены пунктом 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ и частью 4 статьи 68 закона № 20-ФЗ. Требования также распространяются на материалы, которые публикуют сетевые издания.

Пример выходных данных для агитационного материала:

Изготовлено ООО «Фирма», юридический адрес: 000000, Областная область, г. Город, ул. Уличная, д. 8, кв. 8, ИНН 8880000000; тираж 888 экз., 08.08.2021; по заказу кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича

Позаботиться о наличии необходимых сведений должны кандидаты и изготовители агитационных материалов, но редакция СМИ перед публикацией должна проверить их наличие. Если их нет или они неполные, то размещать агитматериал нельзя.

Если материал изготовлен специально для сетевого издания, то количество экземпляров можно обозначить так: “тираж: единственный экз”. За достоверность сведений о тираже отвечают кандидаты.

Агитматериалы для периодических печатных изданий

Если макет агитационного материала планируется опубликовать в периодическом печатном СМИ, то обязательная информация о нем отличается от общих правил.

Достаточно указать, из средств избирательного фонда какой политической партии, из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения или из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была оплачена публикация.

Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с требованиями закона о выделении бесплатной печатной площади, то информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность.

Пример выходных данных для печатных СМИ:

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Областная область - Окружной одномандатный избирательный округ № 888 Иванов Петр Иванович.

Агитационные материалы иноагентов

Иноагенты в законодательстве появились недавно, поэтому прогнозирую пристальное внимание контролирующих органов к их агитационным материалам. Для целей агитации избирательное законодательство разделяет иноагентов на два вида:

  • кандидат, выполняющий функции иноагента;
  • кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом.

Поэтому любой агитационный материал таких людей должен содержать специальную маркировку — она предусмотрена пунктом 9.4 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и часть 9.3 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.

Маркировка должна быть ясно видимой или ясно различаемой на слух и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Пример маркировки агитационного материала иноагента:

кандидат Иванов является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента;
Иванов является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.

Важный нюанс о двойной маркировке материалов иноагентов

Статьей 4 Закона о СМИ предусмотрена обязанность каждый раз маркировать физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также созданные им материалы. Требования к указаниям иноагента, предусмотренные Законом о СМИ, утверждены Приказом Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020.

Эти требования не отменяют требования, предусмотренные избирательным законодательством, а требования избирательного законодательства не отменяют требования законодательства о СМИ.

Следовательно, при размещении агитационного материала иноагентов нужно выполнить требования о маркировке как Закона о СМИ, так и Закона № 67-ФЗ.

Из этого следует, что каждая публикация в СМИ агитационных материалов кандидатов, выполняющих функции иноагентов, должна содержать две маркировки!

Такую позицию озвучивает Роскомнадзор, склонен с ней согласиться.

Редакционные комментарии к агитационным материалам

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом (п. 5 ст. 52 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 16 ст. 66 Федерального закона № 20-ФЗ).

Но редакции не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума — только за пределами информационных блоков.

Высказывания о кандидатах

Использование в агитационных материалах высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица (пункт 9 статьи 48 Закона № 67-ФЗ, пункт 9 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ).

Фотографии людей в агитационных материалах

При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в установленных законом случаях.

Эти два случая предусмотрены пунктом 9.1 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 9.1 ст. 62 Закона № 20-ФЗ:

  • использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
  • использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

В Рекомендация Роскомнадзора от 19 января 2018 г. поясняется, что запрет на использование изображений в агитационных материалах специально ограничивает возможности кандидатов использовать авторитет и популярность известных личностей.

Использование изображений неопределенного круга лиц при этом допускается постольку, поскольку эти изображения помогают донести до избирателей смысловую нагрузку сюжета, в котором используется изображение кандидата.

Под неопределенным кругом лиц Роскомнадзор предлагает понимать неперсонифицированных субъектов определенной социальной группы.

Например, врачей, учителей, пенсионеров, если именно на эти группы направлены программы кандидата или политической партии.

Другой пример — группа лиц, объединенных творческим замыслом агитационного материала: гости мероприятия, участники какого-либо события, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.

То есть единственной целью присутствия фото людей в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом или политической партией.

Дети в агитационных материалах

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания детей в агитационных материалах

Ограничения установлены пунктом 6 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 8 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.

Важно понимать, что в агитационных материалах запрещены любые изображения детей, в том числе фото собственных детей кандидатов.

Честь, достоинство и деловая репутация в агитационных материалах

Редакция СМИ обязана предоставить кандидату или избирательному объединению возможность бесплатно опубликовать опровержение или ответ в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации, если были размещены информационные и агитационные материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения. Достоверность информации роли не играет.

Важный момент — возможность опубликовать опровержения должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. Это прямо указано в пункте 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ.

Воспользуется кандидат правом на опровержение или нет, это другой вопрос. Главное — обеспечить ему эту возможность.

Отсутствие такой возможности, даже формальной, является самостоятельным основанием для привлечения главредов и редакций СМИ к административной ответственности по статье 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации».

Названные правила об опровержении не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

То есть, если диффамация “проскочила” в агитационном материале другого кандидата, то опровержение должно осуществляться по правилам Закона о СМИ и ст. 152 Гражданского кодекса, а не по правилам выборного законодательства.

Хотя я вижу явное противоречие пункта 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ самому себе. Пункт говорит о диффамации, опубликованной в информационных и агитационных материалах и сам же исключает опровержение диффамации в агитационных материалах. Судебной практики по этому вопросу я не нашел и буду благодарен, если поделитесь такой в чате Телеграм-канала.

В любом случае рекомендую избегать публиковать диффамационные материалы, и особенно в последних номерах печатных СМИ или в последние перед выборами дни в сетевых изданиях.

Также рекомендую прочитать мою статью о видах негативной информации.

Основания для отказа в публикации агитационного материала

Если что-то из списка ниже редакция обнаружит в агитационном материале, то следует отказать в его публикации:

  1. Призывы или побуждения к экстремистской деятельности.
  2. Информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь.
  3. Пропаганда исключительности, неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
  4. Информация, унижающая национальное достоинство.
  5. Агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности.
  6. Изображения нацистской символики и сходных с ней изображений до степени смешения.
  7. Информация, публикация которой может быть расценена как злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 4 Закона о СМИ.
  8. Коммерческая реклама.

Документооборот редакции СМИ в период агитации

Рекомендую запрашивать тексты минимум за 2-3 дня до даты публикации. Это время потребуется вам для заключения договора на размещение агитационных материалов, получения оплаты, согласование текста с вашими юристами и утверждение правок у кандидата.

Документооборот и последовательность действий в агитационный период важны также, как и содержание опубликованных материалов. Предлагаю следовать таким этапам:

  1. Подписали договор на размещение агитационных материалов.
  2. Выставили счет на предоплату.
  3. Получили и проверили агитационный материал.
  4. Согласовали с кандидатом правки, если они есть.
  5. Получили оплату, убедились в этом.
  6. Опубликовали материал.
  7. Направили кандидату акт оказанных услуг.
  8. Получили подписанный акт обратно.
  9. Отчитались в избирком не позднее 29 сентября 2021 года. Форму отчета устанавливает ЦИК.
  10. Храните все документы и опубликованные материалы не менее 3-х лет со дня голосования.

Правила публикации соцопросов в период агитации

Эти правила достаточно просты, но Роскомнадзор и ЦИК утверждают, что во всем объеме нарушений избирательного законодательства они чаще всего и встречаются.

Поэтому если материал содержит конкретные данные, согласно которым можно спрогнозировать итоги предстоящих выборов, аналитика, содержащая предположения и прогнозы о возможных победителях среди кандидатов, возможное количество голосов,то в этот период его публиковать нельзя. Если только эти сведения не будут прямо обозначены как агитационные

При публикации опросов в СМИ нужно указывать следующие данные:

  • название организации, которой проводился опрос;
  • место проведения опроса (город, регион и т.д.);
  • время проведения опроса (дата);
  • количество опрошенных граждан (выборку);
  • каким способом проводился сбор информации (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа и т.д.);
  • точная формулировка вопроса, используемая при опросе граждан;
  • статистическую оценку возможной погрешности;
  • лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;
  • лицо (лиц), оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).

За 5 дней до дня голосования и в дни самого голосования нельзя публиковать в СМИ информацию, содержащую результаты опросов, прогнозы или иные данные относительно предстоящих выборов. Но и удалять из сетевых изданий ранее размещенные результаты опросов не нужно, если в нем указана дата размещения. Злоупотреблять возможностью менять даты публикации на сайте не стоит — может выйти боком и штрафом.

Ответственность СМИ за нарушение законодательства о выборах

“Нам нужно очень срочно это разместить!”, — прочитаете такие слова от кандидатов, скиньте им ссылку на эту статью. И заодно предложите им разделить ответственность.

За изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах статья 5.12 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

А повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечет приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.

Блокировка сайта за нарушение избирательного законодательства

Статья 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…” допускает блокировку сайта, если на нем размещается информация с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах.

Если владелец сайта получит от Роскомнадзора требование об удалении агитационных материалов, то исполнить его нужно в течение суток. Требование об удалении может прислать и провайдер хостинга, если РКН решит направить требование через провайдера

Возражения против этого решения не предусмотрены, поэтому стоит его исполнить и уведомить РКН об удалении спорного материала. При желании уже потом можно искать справедливость в суде.

Следите за тем, чтобы все адреса электронной почты редакции были доступны и проверялись постоянно. В спам тоже заглядывайте.

Скриншот из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
Скриншот из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

Практики по блокировке сайтов за нарушение законодательства о выборах еще нет, но будет, не сомневаюсь. Понадобится помощь, обращайтесь к нам.

Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или в Я.Дзене. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале

Источник статьи в моем блоге
Mediapravo.com