В третье воскресенье августа в нашей стране традиционно отмечается День воздушного флота.
15 числа, конечно же, все вспомнят, как два года назад недалеко от деревни Рыбаки Раменского района аварийно приземлился пассажирский самолёт, вылетевший из Жуковского. Благодаря высочайшему мастерству и выдержке, командир воздушного судна Дамир Юсупов и его команда сохранили 233 жизни. Пилоты посадили тяжёлую машину с отказавшими двигателями, полными баками и убранными шасси в кукурузном поле. «Подмосковным чудом» назвали это происшествие во всём мире.
Но многие уже забыли, как в 2009 году практически над тем же полем, куда удачно приземлился А321, произошла трагедия. 16 августа, во время тренировочного полёта в преддверии авиасалона МАКС-2009 столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Авария произошла на высоте 300 метров над землёй во время выполнения манёвра. Два пилота катапультировались, третий - командир «Русских витязей» Игорь Валентинович Ткаченко - погиб. Один Су-27 упал в поле рядом с деревней Захариха, второй - на территории дачного товарищества рядом с посёлком Белозериха. В результате сгорели три жилых дома, несколько человек получили тяжёлые ожоги, одна женщина умерла... На местах падения установлены хвосты разбившихся самолётов в качестве памятников.
Не секрет, что самолёты в нашем районе падали и раньше. Наличие испытательной базы в Жуковском много лет было источником головной боли для окрестного населения. 30-40 лет назад шум моторов был слышен здесь практически постоянно.
Старожилы помнят, как в 1973 году, 4 октября, на город Раменское упал сверхзвуковой истребитель «МИГ-25П», который пилотировал Герой Советского Союза Олег Васильевич Гудков. В какой-то момент испытательного полёта машина начала неконтролируемо вращаться. До последнего момента лётчик не покидал самолёт, пытаясь отвести его от жилых зданий, и катапультировался уже возле самой земли. Самолёт упал на склад фабрики «Красное знамя», на котором в это время по счастливой случайности никого не было, однако из-за вращения самолёта катапультное кресло ударилось в стену и пилот погиб…
И в последующие годы не раз случались лётные происшествия над нашим районом: падали самолёты, погибали лётчики… Один из таких случаев помню очень хорошо. В то время я работала корреспондентом в местной газете «Родник», и именно мне выпало донести информацию до наших читателей.
Это случилось 12 августа 1991-го, ровно 30 лет назад, в самый разгар подготовки к празднованию Дня Воздушного флота СССР (МАКСы тогда ещё не проводились, но авиационные парады устраивались исправно). Официальные сообщения были краткими: на деревню Софьино Раменского района упал самолёт МИГ-21, совершавший тренировочный полёт. Лётчик погиб. Самолёт угодил в пространство между двумя домами. Разрушений и жертв среди местного населения нет.
Сразу же поползли слухи. Обрастая домыслами, они рисовали самые невероятные картины происшествия. Тут надо напрячься и представить себе ту ушедшую эпоху. Это сейчас о падении самолёта становится известно едва ли не раньше, чем он коснётся земли, и все подробности становятся народным достоянием, а в те годы не было ни интернета, ни мобильных телефонов, ни цифровых камер… Даже своей машины у нас в редакции не было. И когда редактор поручил мне съездить на место происшествия, пришлось добираться в Софьино на общественном транспорте: сначала автобусом до Бронниц, потом пересадка на другой автобус, потом ещё несколько километров от шоссе пешком…
В тот день как никогда я прониклась проблемами сельских жителей, пообщавшись с этими простыми, искренними, добродушными людьми. Они угощали меня яблоками и охотно делились впечатлениями о недавнем кошмаре. Здесь надо заметить, что представители прессы на месте происшествия отнюдь не толпились, хотя это был первый день, когда сняли оцепление. Софьинцы изливали наболевшее мне одной.
В результате появилась данная статья в «Роднике».
В более читабельном виде см. эту статью по ссылке Стрела самолёта рванулась с небес.
Хотя статья была сдана на следующий день после моего путешествия, ей пришлось ждать публикации целую неделю. А за ту неделю ТАКОЕ произошло, что померкла не только трагедия в Софьино, но и многие другие события. А именно: грянул пресловутый «путч», и ближайшие номера районной газеты были забиты заявлениями местных официальных лиц, усердно отрекавшихся от своего коммунистического прошлого. Надо признать: чтиво было захватывающим, и посему моя статья, скромно притулившаяся на предпоследней полосе, прошла практически незамеченной...
Сейчас, три десятилетия спустя, когда уже выросло новое поколение, события 1991 года перешли в разряд исторических. Но мы, журналисты районной газеты, присутствовали при тех событиях, освещали их (в местном масштабе), и наши публикации остались как свидетельства истории. Подшивки газет бережно хранятся сотрудниками Раменской центральной библиотеки, многие номера уже оцифрованы.
Во времена СССР о подвигах лётчиков-испытателей знали не многие (пресловутая секретность). И мне тогда мало что удалось выяснить о жуковчанине Геннадии Евгеньевиче Белоусе, капитане, лётчике-испытателе ЛИИ им. М.М. Громова, погибшем 12 августа 1991 года в Софьино. Он похоронен, как и Гудков, на Быковском мемориальном кладбище. Что касается причин трагедии, мнения специалистов и лётчиков на сей счёт до сих пор расходятся.
Белоуса считали в отряде сильным пилотом, он летал на самолётах многих типов. Поэтому версию, что он не справился с управлением своего МИГ-21 при выполнении фигур высшего пилотажа, вначале отвергали как маловероятную. Предполагали, что катастрофа была связана с отклонениями в работе техники.
Сейчас в Интернете можно найти изумительную книгу лётчика-испытателя Александра Юрьевича Гарнаева «Аэроузел-2», где собраны свидетельства многих пилотов, и в том числе подробно рассказывается о трагедии в Софьино.
Самолеты МИГ-21 отрабатывали парный пилотаж. Геннадий Белоус шёл ведомым в паре. После роспуска пары при развороте друг на друга его самолёт сорвался на малой высоте, вышел на закритические углы атаки и почти отвесно столкнулся с землёй. В книге Гарнаева приводится посекундная хроника этого полёта. Автор считает, что в воздухе жизнь и смерть - в руках самого лётчика, и вся ответственность за благополучный исход полёта лежит именно на нём.
Однако далеко не все согласны с автором «Аэроузла» в оценке причин падения самолёта Геннадия Белоуса. В том же интернете можно найти интересную статью Юрия Фёдорова «Сложение мотивов поведения». По его мнению, лётчики оказались неподготовленными к полёту парой. Ко всему, руководитель полёта перепутал позывные, и в результате бестолковой информации Геннадий потерял ведущего, упустил контроль за скоростью и сорвался в штопор. Странным было и молчание ведущего: он откликнулся лишь тогда, когда Геннадий уже разбился. У каждого участника этой катастрофы был свой мотив поведения, - считает автор статьи. А все мотивы вместе, сложившись, привели к трагической развязке – погиб молодой испытатель.
Село Софьино на прошедшие годы претерпело существенные изменения, как и все населённые пункты Раменского района. Тех старых деревянных домов на улице Советской уже нет, они уступили место современной застройке, и новые жильцы, вероятно, даже не знают о трагедии, случившейся здесь в августе 1991-го…
А я до сих пор храню обломок того разбившегося самолёта, подобранный на месте трагедии. Покорёженный кусок дюраля с уцелевшими цифрами номера. Наверное, сейчас он мог бы претендовать на статус музейного экспоната.
Опасных профессий на свете немало, но лётчики – первые в этом списке. Хочется пожелать, чтобы число посадок у каждого из них всегда равнялось числу взлётов. С наступающим праздником, герои неба!
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ
август 2021