Найти тему
ПЕРЕВАЛ

То взлёт, то посадка…

В третье воскресенье августа в нашей стране традиционно отмечается День воздушного флота.

-2

15 числа, конечно же, все вспомнят, как два года назад недалеко от деревни Рыбаки Раменского района аварийно приземлился пассажирский самолёт, вылетевший из Жуковского. Благодаря высочайшему мастерству и выдержке, командир воздушного судна Дамир Юсупов и его команда сохранили 233 жизни. Пилоты посадили тяжёлую машину с отказавшими двигателями, полными баками и убранными шасси в кукурузном поле. «Подмосковным чудом» назвали это происшествие во всём мире.

Но многие уже забыли, как в 2009 году практически над тем же полем, куда удачно приземлился А321, произошла трагедия. 16 августа, во время тренировочного полёта в преддверии авиасалона МАКС-2009 столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Авария произошла на высоте 300 метров над землёй во время выполнения манёвра. Два пилота катапультировались, третий - командир «Русских витязей» Игорь Валентинович Ткаченко - погиб. Один Су-27 упал в поле рядом с деревней Захариха, второй - на территории дачного товарищества рядом с посёлком Белозериха. В результате сгорели три жилых дома, несколько человек получили тяжёлые ожоги, одна женщина умерла... На местах падения установлены хвосты разбившихся самолётов в качестве памятников.

Не секрет, что самолёты в нашем районе падали и раньше. Наличие испытательной базы в Жуковском много лет было источником головной боли для окрестного населения. 30-40 лет назад шум моторов был слышен здесь практически постоянно.

Старожилы помнят, как в 1973 году, 4 октября, на город Раменское упал сверхзвуковой истребитель «МИГ-25П», который пилотировал Герой Советского Союза Олег Васильевич Гудков. В какой-то момент испытательного полёта машина начала неконтролируемо вращаться. До последнего момента лётчик не покидал самолёт, пытаясь отвести его от жилых зданий, и катапультировался уже возле самой земли. Самолёт упал на склад фабрики «Красное знамя», на котором в это время по счастливой случайности никого не было, однако из-за вращения самолёта катапультное кресло ударилось в стену и пилот погиб…

И в последующие годы не раз случались лётные происшествия над нашим районом: падали самолёты, погибали лётчики… Один из таких случаев помню очень хорошо. В то время я работала корреспондентом в местной газете «Родник», и именно мне выпало донести информацию до наших читателей.

Это случилось 12 августа 1991-го, ровно 30 лет назад, в самый разгар подготовки к празднованию Дня Воздушного флота СССР (МАКСы тогда ещё не проводились, но авиационные парады устраивались исправно). Официальные сообщения были краткими: на деревню Софьино Раменского района упал самолёт МИГ-21, совершавший тренировочный полёт. Лётчик погиб. Самолёт угодил в пространство между двумя домами. Разрушений и жертв среди местного населения нет.

Сразу же поползли слухи. Обрастая домыслами, они рисовали самые невероятные картины происшествия. Тут надо напрячься и представить себе ту ушедшую эпоху. Это сейчас о падении самолёта становится известно едва ли не раньше, чем он коснётся земли, и все подробности становятся народным достоянием, а в те годы не было ни интернета, ни мобильных телефонов, ни цифровых камер… Даже своей машины у нас в редакции не было. И когда редактор поручил мне съездить на место происшествия, пришлось добираться в Софьино на общественном транспорте: сначала автобусом до Бронниц, потом пересадка на другой автобус, потом ещё несколько километров от шоссе пешком…

В тот день как никогда я прониклась проблемами сельских жителей, пообщавшись с этими простыми, искренними, добродушными людьми. Они угощали меня яблоками и охотно делились впечатлениями о недавнем кошмаре. Здесь надо заметить, что представители прессы на месте происшествия отнюдь не толпились, хотя это был первый день, когда сняли оцепление. Софьинцы изливали наболевшее мне одной.

В результате появилась данная статья в «Роднике».

-3

В более читабельном виде см. эту статью по ссылке Стрела самолёта рванулась с небес.

Хотя статья была сдана на следующий день после моего путешествия, ей пришлось ждать публикации целую неделю. А за ту неделю ТАКОЕ произошло, что померкла не только трагедия в Софьино, но и многие другие события. А именно: грянул пресловутый «путч», и ближайшие номера районной газеты были забиты заявлениями местных официальных лиц, усердно отрекавшихся от своего коммунистического прошлого. Надо признать: чтиво было захватывающим, и посему моя статья, скромно притулившаяся на предпоследней полосе, прошла практически незамеченной...

Сейчас, три десятилетия спустя, когда уже выросло новое поколение, события 1991 года перешли в разряд исторических. Но мы, журналисты районной газеты, присутствовали при тех событиях, освещали их (в местном масштабе), и наши публикации остались как свидетельства истории. Подшивки газет бережно хранятся сотрудниками Раменской центральной библиотеки, многие номера уже оцифрованы.

Во времена СССР о подвигах лётчиков-испытателей знали не многие (пресловутая секретность). И мне тогда мало что удалось выяснить о жуковчанине Геннадии Евгеньевиче Белоусе, капитане, лётчике-испытателе ЛИИ им. М.М. Громова, погибшем 12 августа 1991 года в Софьино. Он похоронен, как и Гудков, на Быковском мемориальном кладбище. Что касается причин трагедии, мнения специалистов и лётчиков на сей счёт до сих пор расходятся.

Белоуса считали в отряде сильным пилотом, он летал на самолётах многих типов. Поэтому версию, что он не справился с управлением своего МИГ-21 при выполнении фигур высшего пилотажа, вначале отвергали как маловероятную. Предполагали, что катастрофа была связана с отклонениями в работе техники.

Сейчас в Интернете можно найти изумительную книгу лётчика-испытателя Александра Юрьевича Гарнаева «Аэроузел-2», где собраны свидетельства многих пилотов, и в том числе подробно рассказывается о трагедии в Софьино.

Самолеты МИГ-21 отрабатывали парный пилотаж. Геннадий Белоус шёл ведомым в паре. После роспуска пары при развороте друг на друга его самолёт сорвался на малой высоте, вышел на закритические углы атаки и почти отвесно столкнулся с землёй. В книге Гарнаева приводится посекундная хроника этого полёта. Автор считает, что в воздухе жизнь и смерть - в руках самого лётчика, и вся ответственность за благополучный исход полёта лежит именно на нём.

Однако далеко не все согласны с автором «Аэроузла» в оценке причин падения самолёта Геннадия Белоуса. В том же интернете можно найти интересную статью Юрия Фёдорова «Сложение мотивов поведения». По его мнению, лётчики оказались неподготовленными к полёту парой. Ко всему, руководитель полёта перепутал позывные, и в результате бестолковой информации Геннадий потерял ведущего, упустил контроль за скоростью и сорвался в штопор. Странным было и молчание ведущего: он откликнулся лишь тогда, когда Геннадий уже разбился. У каждого участника этой катастрофы был свой мотив поведения, - считает автор статьи. А все мотивы вместе, сложившись, привели к трагической развязке – погиб молодой испытатель.

Село Софьино в наши дни
Село Софьино в наши дни

Село Софьино на прошедшие годы претерпело существенные изменения, как и все населённые пункты Раменского района. Тех старых деревянных домов на улице Советской уже нет, они уступили место современной застройке, и новые жильцы, вероятно, даже не знают о трагедии, случившейся здесь в августе 1991-го…

А я до сих пор храню обломок того разбившегося самолёта, подобранный на месте трагедии. Покорёженный кусок дюраля с уцелевшими цифрами номера. Наверное, сейчас он мог бы претендовать на статус музейного экспоната.

-5

Опасных профессий на свете немало, но лётчики – первые в этом списке. Хочется пожелать, чтобы число посадок у каждого из них всегда равнялось числу взлётов. С наступающим праздником, герои неба!

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

август 2021