Уважаемые читатели, давайте вместе восстановим события, которые произошли семьдесят шесть лет назад на дальневосточных рубежах нашей Родины, и вместе поразмышляем над предысторией этих событий. Дважды Герой Советского Союза Маршал Александр Михайлович Василевский в своей статье "Финал" (1968 год) пишет:
8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении СССР в войну с Японией, а с утра следуюшего дня на наших дальневосточных рубежах развернулись боевые действия.
Всем известно, как затягивали правительства США и Англии с открытием "второго фронта" на западе. У меня, дочери фронтовиков, по их скупым рассказам, складывается именно такое впечатление.
Тем не менее, руководители США и Англии активно и настойчиво просили Ставку Верховного Главнокомандования как можно быстрее вступить в войну с Японией. Александр Михайлович Василевский вспоминает:
Правительства США и Англии хорошо понимали, что исход войны на Тихом океане зависел от разгрома японских сухопутных сил на азиатском континенте. Поэтому правительство США не раз обращалось к СССР с запросом о вступлении в войну против Японии.
Известно, что обмен мнениями по этому вопросу состоялся на Московском совещании министров иностранных дел, на Тегеранской конференции в 1943 году, во время переговоров У. Черчиля и А. Идена в Москве в 1944 году, на Крымской конференции в феврале 1945 года и на Потсдамской конференции в июле - августе 1945 года. Использовались для этой цели и посещения Москвы ответственными представителями правительств США и Великобритании.
В связи с этим вспоминается и такой эпизод. В конце июня 1944 года, в разгар Белорусской операции, я как начальник Генерального Штаба и выполняющий задание Ставки по координации действий 3-его Белорусского и 1-ого Прибалтийского фронтов обязан был принять главу военной миссии США в СССР генерала Д. Дина по его просьбе. Приём состоялся при штабе 3-его Белорусского фронта, где я в то время находился.
Официальными целями приезда генерала Дина были личное информирование меня о ходе операций американо-английских войск в Нормандии и его ознакомление с успешным развитием наступления советских войск на минском направлении. Фактически же в наших беседах Дин настойчиво просил (как он заявлял, от имени начальника штаба армии США генерала Дж. Маршалла) о всемерном ускорении сроков вступления СССР в войну против Японии.
Зная наши возможности и позицию Советского правительства по этому вопросу, я не менее настойчиво отвечал Дину, что до окончательного разгрома гитлеровской Германии об этом не может быть и речи, поскольку преждевременное вступление СССР в войну на Дальнем Востоке привело бы к нежелательному распылению наших военных усилий, отвлекая советские войска с главного решающего фронта второй мировой войны, где фашистский агрессор ещё окончательно не разгромлен. Было вполне очевидным, что любая затяжка борьбы против нацистской Германии означала бы увеличение продолжительности этой войны, а следовательно вела бы к возрастанию её тягот для человечества.
Несмотря на большие и интересные впечатления, которые генерал Дин получил в последующие дни от посещения некоторых участков нашего фронта, а также от встречи с оказавшимися при штабе фронта пленными немецкими генералами и от радушного обеда, который устроил в его честь при всей своей занятости командующий фронтом генерал-полковник Черняховский, по нашему мнению, генерал Дин покинул нас с порядочно испорченным настроением.
В феврале 1945 года на Крымской конференции, когда окончательная победа над гитлеровцами стала очевидной, Советский Союз взял на себя обязательство вступить в войну против милитаристской Японии через два-три месяца после капитуляции фашистской Германии.
Внимательно посмотрим на фото. Иосиф Виссарионович Сталин лично принимает приглашённых глав правительств США и Великобритании на Крымской конференции. В меховой шапке - У. Черчиль, Ф. Рузвельт сидит (после перенесённого заболевания Рузвельт вынужден оставаться в кресле).
Вот истоки августовских событий 1945 года на Дальнем Востоке и предыстория окончательного завершения Второй Мировой Войны.
Ни днём раньше, ни днём позже всё произошло невероятным усилием советского народа. Не последнюю роль сыграло точное выполнение нашими вооружёнными силами решений Ставки Верховного Главнокомандования и её сильного лидера Иосифа Виссарионовича Сталина. В итоге Российская Федерация обладает своим историческим форпостом на Дальнем Востоке - Сахалинской областью.
При подготовке публикации я использовала книгу "Непобедимая легендарная" издательства ДОСААФ, Москва 1968.
Как всегда, Друзья, жду Ваших комментариев✏✏✏✏✏