Когда я смотрела "Лигу Справедливости" в 2017 году, мне было известно, что это не фильм Зака Снайдера, я поняла это сразу по постановке многих кадров, коих в режиссерской версии мы уже не увидели. Кинокартина 2017 года оставила смутное, двоякое впечатление, и я, осмысливая всё увиденное, всё несвойственное фильмам З. Снайдера, не обратила внимания на некоторые моменты и сцены.
Но вот выходит долгожданная "Лига Справедливости Зака Снайдера", созданная от первого до последнего кадра отцом-основателем Расширенной Киновселенной DC. Я включаю проигрыватель и начинаю смотреть фильм, прошедший такой долгий путь, с замиранием сердца, я предчувствую, что, как эмоциональная барышня, расплачусь на многих моментах.
Вот только... В итоге я не получила от себя той палитры эмоций, которые, я думала, фильм должен у меня вызвать. Вместо отрицательных эмоций были приятное волнение, от коего сердце было готово вырваться из груди, восхищение любимыми героями и их поступками, радость встречи с Расширенной Киновселенной DC и всеми её персонажами, изменившими мою жизнь и, я думаю, жизни многих поклонников комиксов, после затянувшегося расставания. Лишь одна неприятная эмоция посетила меня за всё время просмотра: щемящее чувство в груди во время демонстрации сцены с Лексом Лютором, один взгляд на которого в случайно увиденном мною отрывке фильма "Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости" заставил меня когда-то давно навсегда влюбиться в DCEU.
Повзрослевший эмоционально, ставший более серьезным, хладнокровным и рассчетливым... По целому ряду причин гораздо ближе мне был Лекс из "Бэтмена против Супермена...", играющий в баскетбол, носящий джинсы и неспособный вспомнить, что ему, если верить одной из выходивших перед сиквелом "Человека из стали" статей, тридцать два года, как исполнявшему его роль Джесси Адаму Айзенбергу на тот момент.
Вспыльчивый, эмоциональный, безбашенный Лекс из "Бэтмена против Супермена..." - вот та яркая звезда, которая ослепила меня, затмила для меня все другие киновселенные и всех прочих героев поп-культуры. В противовес Супермену, безэмоциональному и холодному, как космос (что особенно хорошо видно в Кал-Эле, когда он оживает в "Лиге Справедливости Зака Снайдера"), я думаю, нужен представляющий Землю во всех ее красках, такой же многогранный и испытывающий сразу спектр эмоций, Александр Лютор.
Лекс из "Бэтмена против Супермена...", из фильма, где показано его злодейское становление, прекрасен в своей попытке бросить себе вызов, доказать самому себе, что он способен тягаться с практически всемогущим пришельцем, на Земле считающимся божеством.
Лекс Лютор на кадрах в начале долгожданного фильма "Лига Справедливости Зака Снайдера", относящихся к событиям времён предыдущего фильма, и Лекс Лютор в сцене, которую мы видели в титрах "Лиги Справедливости" Дж. Уидона и на финальных кадрах оригинальной картины З. Снайдера - это словно два разных человека. Даже по глазам (Джесси Айзенберг, стоит заметить, превосходно играет не только голосом и телом, как все актеры, но и мимикой и, самое важное и невероятное, взглядом) это заметно.
У первого, только начавшего свой путь злодея, взор в сценах на криптонском корабле потерянный, в то время, как у теперь с у п е р з л о д е я Лекса Лютора, ожидающего Дэфстроука на борту "Айкона", взгляд уверенный. Если в дебютном фильме Александр только искал себя и испытывал себя на прочность, встречался с препятствиями, преодоление которых позволяло сравнить его биографию со сложными жизненными путями героев, то в нашумевшем сиквеле Лекс уже точно знает, кем он является и на что способен.
В "Лиге Справедливости Зака Снайдера" Лекс предстает перед зрителем уже взрослым, эмоционально зрелым человеком. В прошлом фильме Лютор поверг Супермена, потому знает, что он может тягаться с величайшими героями Земли и других планет, сравнивать себя с ними, понимает, что он сильнее многих из них. Считавший себя спасителем людей от инопланетян, прошедший долгое становление, искавший в себе героя, Лекс увидел себя обозлившимся на весь мир злодеем. Он нашел себя и свое место в мире, где свет не может существовать без тени.
"Точка," - подумав обо всём этом, вспомнив дебют Лекса и увидев его второе появление в DCEU, произнесла я так же мрачно, как это слово сказал Киборг, обсуждая план кампании с Лигой Справедливости в заключительных сценах фильма.
Точка. Лекс стал настоящим суперзлодеем. Развитие этого персонажа в DCEU завершено. Это тот Лекс Лютор, которого хотели видеть на экране фанаты, несмотря на, как казалось лично мне, попытки Снайдера избежать подобного исхода и дать зрителям новую версию персонажа. Лекс становится своим отцом, каноничным Александром Лютором из комиксов, которого он с такой ненавистью описывал в "Бэтмене против Супермена...", Лекс повзрослел, возмужал и уверенно встал на путь тьмы. Точка.
Но и это ещё не все! Перед тем, как перейти к самой важной части своего монолога, я хочу напомнить вам, каким Александр был в "Бэтмене против Супермена...", я хочу, чтобы сейчас вы, поклонники творчества Зака Снайдера и фильмов DCEU, вспомнили бал в особняке Лекса Лютора, ту сцену, где происходит стычка Брюса Уэйна и Кларка Кента... Величайший гладиаторский поединок, как сказал мой любимый злодей в DCEU!
Вспомните, какая там атмосфера: жаркая, обжигающая, накаленная до предела. С каждой фразой ненависть к оппоненту будто бы материализуется, становится более различимой, вот-вот - и воздух начнет звенеть от силы эмоций, переполняющих... Нет, не Брюса и Кларка, не просто людей, а готовых к бою героев, Бэтмена и Супермена.
И тут сияющей искрой из ниоткуда, вскрикивая разряжающее обстановку и переворачивающее всю сцену с ног на голову "Па-арни!", возникает Лекс Лютор. Не успеваешь моргнуть, как атмосфера в присутствии Лекса меняется полностью. Он искроментно шутит, заразительно смеется, фамильярно беседует, даже позволяет себе игриво толкнуть самого Супермена. Всё сияет и наполняется пламенем страстей, как только в кадре появляется - какая ирония! - главный антагонист фильма.
Если Кларк и Брюс были порохом, то Лекс - это брошенная в порох спичка, вспыхивающая и шипящая, разбрасывающая искры во все стороны, дающая жизнь бушующему пламени, безудержной стихии. Для меня Александр Лютор - самый яркий персонаж в DCEU, сердце этой киновселенной. Он - необходимый для начала чего-то масштабного, для крупного старта, электрический разряд, бешено крутящаяся шестерёнка, полыхающая спичка.
Разумеется, спичке суждено догореть и обратиться в седой пепел и уголь... Но ведь всё в руках режиссера, верно? Лично мне очень бы хотелось, чтобы маэстро Зак Снайдер "растянул" становление Лекса Лютора, его превращение в серьезного и уверенного злодея (признаться, я с болью говорю "растянул", веря, что Лекс из "Бэтмена против Супермена..." - эталон, и развитие персонажа не будет ему на пользу). Конечно, Супермену под стать суперзлодей с трезвым умом и холодным сердцем, у которого каждый ход продуман от начала и до конца, как партиии великих шахматистов... Но какой же злодей без провалившихся по собственной - будь то порочность, необдуманные поступки или затмевающая разум жгучая ярость - вине грандиозных планов?
В DC, славящейся своим мрачным тоном, в "Бэтмене против Супермена..." с холодной палитрой, в "Лиге Справедливости Зака Снайдера", которую режиссер предпочитает смотреть в чёрно-белом варианте, должно быть одно яркое пятно. И этим ярким пятном мог бы быть Лекс Лютор, если бы он только не стал зрелым так рано, если бы его путь, поиски себя затянулись.
Теперь, пожалуй, я перейду к самому важному.
Больше всего в повзрослевшем Лексе меня пугают его рассчетливость и хладнокровие, позволяющие увидеть в нем настоящего злодея.
Послушайте меня, я думаю, многие поклонники DC со мной согласятся сейчас: этот Лекс уже никогда не станет героем и не присоединится к Лиге Справедливости, даже учитывая, что всё ведет к сюжету серии комиксов Injustice, и завязка у Зака Снайдера слово-в-слово, как в этой реальности.
Лекс, выросший ментально, ставший рассудительнее и потерявший умение иногда действовать в стиле "будь что будет", больше не способный на, как он в разговоре с Брюсом Уэйном на балу отзывался о своей деятельности в ЛексКорп, "безумства", уже никогда не станет героем. Ему не удастся это без его юношеского запала, некоторой безрассудности и непредсказуемости, присущих ему в "Бэтмене против Супермена..."
Если в DCEU история Лютора завершится его гибелью, то он погибнет злодеем. Супергероем ему уже не стать.
Супергерой должен быть в меру безрассудным. Отважным, отчаянным и способным на подвиги, такие, как самопожертвование Супермена, Стива Тревора или доктора Стоуна.
Вы наверняка помните известный мем с грустным строителем и подписью: "Утро после того, как супергерои спасли планету", высмеивающий разрушения, которые приносят персонажи комиксов со сверхспособностями, предпринимая решения "здесь и сейчас". Супергерои в большинстве случаев не бывают дальновидны, супергерои не строят злодейские планы и "многоходовки". Чаще всего положительные герои принимают решения по обстоятельствам, не задумываясь о последствиях.
Поэтому продумывающий и просчитывающий каждый свой ход Лекс не станет героем. Очерствев, он потерял не только часть своей человечности и человеческой души, но и нужную герою удаль, лихость, безрассудную смелость. Я не против того, чтобы он был серьезным. Злодей - это зачастую зеркало своего оппонента-героя, так что я даже за то, чтобы противник Супермена был таким... "Настоящим", лишенным недостатков, эталонным, идеальным.
Но, как кажется мне, Лекс Лютор, продолжающий свой путь в DCEU, должен быть... Пожалуй, скажу метафорично: капканом. Холодным, опасным, блестящим во всех отношениях, но выдающим неожиданную реакцию, стоит только его коснуться.
Если бы Лекс остался таким, каким он был показан в БпС, он бы запросто стал супергероем-действующим членом Лиги Справедливости. Но он просто "перегорел", он теперь близок к эмоциональному состоянию Брюса Уэйна. Он почти что второй Бэтмен.
А ведь Бэтмен не считает себя героем, если вспоминать его диалог с Альфредом в дебютном для него в DCEU фильме, в той сцене перед самым первым появлением Лекса на экране, где мастер Уэйн и его верный дворецкий обсуждают Супермена.
Персонажи с таким темпераментом и чертами характера, как у Брюса Уэйна из DCEU, не могут быть героями. Бэтмен в Киновселенной DC - это антигерой. Да, он в некоторых ситуациях способен поступать человечнее, чем тот же Супермен (потому что, как бы банально ни звучало, в отличие от Супермена, он является человеком), но во многих ситуациях, где есть выбор, обойтись со злодеем справедливо или гуманно, Бэтмен поступит справедливо. Потому что он не "настоящий" супергерой. Вспомните, чем заканчивается первый фильм в DCEU с участием Тёмного рыцаря: Брюс открыто говорит Лексу, что в Готэме и Метрополисе есть места, где к Лютору отнеслись бы с пониманием, но он отправится "не туда". Это не было гуманным поступком, ожидаемым от того, кого можно назвать эталонным, настоящим супергероем.
Таким образом, учитывая все факты, можно сделать вывод, что без непредсказуемости Лекс лишается части интереса зрителей к своему образу, возможных увлекательных сюжетов с ним, а без мнения, что "на войне все средства хороши" и умения совершать необдуманные поступки, пытаясь достигнуть своих целей, Лютор теряет еще и шанс стать супергероем.
Однако, конечно, это тот Лекс, похожий на привычного, каноничного Александра Лютора из комиксов, которого хотели видеть почти все фанаты DC (хотя я верила, что у Лекса Лютора-младшего, то есть, как вы понимаете, Лекса из DCEU, будет своя особая, уникальная сюжетная линия, раз он, технически, является оригинальным персонажем Зака Снайдера для DC, а не экранной версией героя комикса)
И - однозначно - взрослый Лекс Лютор из "Лиги Справедливости Зака Снайдера" не теряет своего темного шарма, неподражаемый Джесси Айзенберг особенно прекрасен в этой роли.
Но для меня, как бы то ни было, эталоном образа Александра Лютора в DCEU остаётся Лекс из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости". Сам Джесси Айзенберг говорил про Лекса в одном интервью, что согласился бы играть его вечно. За метаморфозами персонажа, которого я считаю сердцем и точкой отчета киновселенной DCEU, по коим тогда еще не представлялось возможным понять, к каким изменениям характера они приведут, было крайне интересно наблюдать.
"Бэтмен против Супермена..." в плане развития Лекса Лютора давал зрителям что-то вроде "открытого финала". Нас, поклонников DCEU, не смущали неопределенность и неоднозначность, свойственная сюжетам Зака Снайдера. Мы привыкли к мультивселенной DC, и у каждого из нас тогда появилась своя версия эволюции и изменений образа Лекса Лютора.
И каждый вариант - как представленный маэстро Заком Снайдером, так и придуманные поклонниками DC - несомненно, заслуживает внимания и даёт начало чему-то грандиозному.