86. Пределы или горизонт? Продолжение Монтеня чтения, часть-3.
Книга Первая, Глава III (см. пред. Гл.2)
НАШИ ЧУВСТВА УСТРЕМЛЯЮТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ НАШЕГО "Я"
Первая часть главы 3 в 3-х параграфах!?)
(см. Édouard Manet 1863, Петров-Водкин "Ильич в гробу", 1925, Жилинский - "Арест отца. 1937", 1986)
Итак, из Монтеня -
1. Так делать или подумать?
Одно из наиболее распространенных человеческих заблуждений, что сама природа озабоченна в большей мере тем, чтобы мы были деятельны, чем чтобы владели истиной и внушает нам среди многих других и эту обманчивую мечту.
Lucius Annaeus Seneca minor или просто Сенека (4 до н.э.-65), уверенный стоик(!)
Всё, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время;
Всё низвергает во прах; краток предел бытия.
Сохнут потоки, мелеют моря, от брегов отступая,
Рухнут утесы, падет горных хребтов крутизна.
Что говорю я о малом? Прекрасную сень небосвода,
Вспыхнув внезапно, сожжет свой же небесный огонь.
Всё пожирается смертью; ведь гибель — закон, а не кара.
Сроки наступят — и мир этот погибнет навек.
Πλάτων (ок. 427-347 до н.э.) - ученик Сократа, учитель Аристотеля и «все» записал.
Ἐπίκουρος (342-271 до н.э.) – «устроил» Сад Эпикура: «Гость, тебе здесь будет хорошо», как в 2021 сказано: "У нас ведь как говорят: если отдыхают люди, посидят-посидят немного, да и выпьют, а если бокал поднимут, то уже обязательно что-нибудь и споют"
Marcus Tullius Cicero (106-43 до н.э.) – «изложил» греков (!)
Titus Livius(59 до н.э.-17) – просто Тит, Ab urbe condita - Истории от основания города, от Энея из Трои до Христа из Палестины.
Niccolo di Bernardo dei Machiavelli (1469-1527) сочинил «Государя», однако Тита чтил и республики желал, а не «сильной руки государя»
Типа, Монтень утверждает, (после Платона - Делай свое дело (и познай самого себя) и Сенеки - Несчастна душа, исполненная забот о будущем) «осмысленно» -« Кто достаточно знает себя, тот не посчитает чужого дела своим, тот больше всего любит себя и печется о своем благе, тот отказывается от бесполезных занятий, бесплодных мыслей и неразрешимых задач.
"И если глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, все же
никогда не считает, что приобрела достаточно, то
мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и
никогда не досадует на себя"(из Цицерона)
и завершает Эпикуром - мудрец не должен предугадывать будущее и тревожиться о нем.
2. Государь, как пример, «по-любому»
Далее про государей, говорят где-то и когда-то было принято такое отношение к умершим - обсуждать деяния государей после их смерти.
Они – собратья законов, если только не их господа. И поскольку правосудие не имело власти над ними (при жизни), справедливо, чтобы оно обрело ее над их добрым именем и наследственным достоянием их преемников: ведь и то и другое мы нередко ценим дороже жизни.
Так бы принять в законе навсегда и для всякого государя! Можно принять и утвердить (а куда деваться-то) - Мы обязаны повиноваться и покорятся всякому без исключения государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели. И даже будем ради порядка и спокойствия в государстве терпеливо сносить недостойных меж ними, будем скрывать их пороки, будем помогать своим одобрением даже самым незначительным их начинаниям, пока их власть нуждается в нашей поддержке. Но лишь только нашим взаимоотношениям с ними приходит конец, нет никаких оснований ограничивать права справедливости и свободу выражения наших истинных чувств.
Нельзя лишая потомство столь поучительного примера
3. Удивление ума здравого
А вот Макиавели, читая Тита выводит - Невозможно, чтобы люди, кто благодаря судьбе и собственной доблести сделались в ней государями, если бы только они читали сочинения историков и извлекали драгоценные уроки из воспоминаний о событиях древности, не пожелали оказаться скорее Агесилаями, Тимолеонтами, Дионами, нежели Набидами, Фаларисами, Дионисиями, ибо они увидели бы, что последние страшным образом поносятся, а первые превозносятся до небес.
(«И пусть никого не обманывает слава Цезаря, нельзя не хвалить при любом императоре, однако, какие хвалы воздаются историками Бруту; поскольку могущество Цезаря не позволило им ругать его открыто, они прославляли его врага»). Язык людей, выросших под властью монарха, исполнен угодливости и притворства; каждый расхваливает своего повелителя, каков бы он ни был, приписывая ему высшую степень доблести и царственного величия.
Но кто же в здравом уме вздумал бы обсуждать те бесчисленные свидетельства о мерзких и чудовищных преступлениях этого императора, которые заклеймили его после смерти и останутся на вечные времена? Напомню, уместно - см. Деятели, патриоты или граждане? - почему-то обойден старшими?
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
Какое низкое коварство
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Дальше, по 3-ей главе еще примечательнее