Современные симфонические и камерные оркестры сейчас почти невозможно услышать без звучания такого музыкального инструмента как кларнет.
Кларнет это язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью, который применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе.
Изобретателем кларнета принято считать немецкого музыкального мастера из Лейпцига Иоганна Кристофа Деннера (13 августа 1655 г. - 20 апреля 1707 г.).
В 1666 году Иоганн и его отец-токарь переехали в Нюрнберг, где в 1678 году молодой Деннер открыл первую фабрику по производству инструментов. С 1680-х годов он работал над усовершенствованием конструкции старинного духового инструмента — шалюмо(деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма), пытаясь расширить его диапазон и выразительные возможности. Около 1690 года, в результате различных экспериментов, Деннером был получен новый инструмент, названный кларнетом.
Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы под названием «кларино». Её название произошло от лат. clarus — «ясный» (звук). Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.
К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил «передувание» и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель.
Сначала кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным звучанием имел в музыкальных произведениях совсем небольшие партии. Но с каждым техническим улучшением и увеличением возможностей извлечения звука, роль кларнета значительно расширялась, вплоть до создания сольных концертов для инструмента.
Значительную роль в становлении кларнета как полноценного инструмента и расширении его репертуара сыграл Вольфганг Амадей Моцарт. В конце XVIII кларнет используется во множестве произведений Моцарта, а позже появляются и сольные концерты для инструмента за авторством маэстро. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.
Кларнет в своих произведения использовали множество музыкантов с мировыми именами: Вивальди, Вебер, Вагнер, Берлиоз, Чайковский, Лист, Бетховен, Глинка, Мендельсон, Римский-Корсаков и др.
Современный кларнет является достаточно сложным механизмом, по сравнению с первым творением Деннера. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели, а музыканты, в свою очередь, всё новые прекрасные композиции.
Информация взята из открытых источников
Если заметили ошибку, пожалуйста, напишите. Обязательно исправим.
Знаете интересные факты о жизни Иоганна Деннера, обязательно пишите!
Рекомендуем к прочтению:
_______________________________________________________________