Найти тему
Журнал МОСТ

Сколько мировые музеи потеряли в 2020 году?

Кто до 2020 года мог подумать, что походы на выставки станут роскошью? Что крупнейшие мировые музеи будут вынуждены искать поддержки со стороны государства? Разбираемся, сколько денег они потеряли, как рабочие спасают Третьяковку и как ей помог Сергей Шнуров.

Музеи волнуются раз

Потерять 80% дохода — страшный сон любого учреждения. Эти ночные кошмары преследовали музейную сферу в первом квартале 2020 года. Тогда 95% галерей планеты разом повесили на свои двери табличку «Закрыто».

Для одних организаций это оказалось временным явлением. Для других 2020 год стал последним годом работы. Более трети арт-центров США не смогут возобновить деятельность без финансовой поддержки. А 10% музеев по всему миру не переживут кризис в принципе, — подсчитали ЮНЕСКО и Международный cовет музеев. Больше всего пострадали частные галереи, поскольку в основе их дохода — продажа билетов.

9 из 10 деятелей искусства ощутили негативное влияние пандемии на свою работу, согласно опросу Совета искусств Ирландии. Половина респондентов не отчаялись и обратились за помощью к государству. В 2020 году мир резко перестал приобретать некоторые товары и услуги, а ВВП пошёл на спад. Как итог — проблемы с социальным обеспечением представителей творческих профессий. Ограничения коснулись и музейных работников: более 3 000 из них подверглись сокращению на начало мая 2020 года.

Сейчас самое плохое для музеев позади. Они снова открывают свои двери для посетителей. Заглянем в них и выясним, кто, что и сколько потерял.

Монтажники и Шнуров

Третьяковка задумывалась для того, чтобы собрать выдающиеся произведения отечественных художников. Со временем галерея стала также пополняться работами иностранных мастеров. Сейчас она насчитывает более 200 000 экспонатов. И все они стали недосягаемыми из-за какой-то частицы размером в несколько микрометров.

Именно сложный 2020 год закрыл Третьяковку на период с 17 марта по 10 апреля, а позже — с ноября по январь. Ее пресс-служба объяснила: «Мы приняли это решение, так как чувствуем ответственность за безопасность и здоровье наших посетителей и сотрудников». При этом годом ранее галерея пользовалась большой популярностью: тогда её посетило почти 3 000 000 человек. Тем непредсказуемее оказался период самоизоляции. В первый год количество гостей снизилось до 931 400. Это повлекло за собой убытки. «Мы определили с самого начала свои потери — примерно 30 000 евро в день», — сообщила гендиректор музея Зельфира Трегулова.

Интересно понаблюдать за доходами Третьяковской галереи. В 2019 году их основу — 41,2% — составляли средства, полученные от оказания платных услуг. А уже в 2020 году первое место получили государственные субсидии. Власти выделили одну на выполнение государственного задания (41,8%), вторую — на оплату труда (20,6%).

Галерея начала активно развиваться в онлайне. На YouTube появился фильм «ТРЕТЬЯКОВКА с Сергеем Шнуровым / Экскурсия по шедеврам музея». Видео посмотрели более 1 000 000 раз. На канале стала популярной и прямая трансляция монтажных работ в музее. Например, в залах Ильи Репина. Всё это сопровождалось хэштегом #Третьяковкадома и описаниями под видео: «Все сотрудники галереи чувствуют себя хорошо. Перед монтажом им померили температуру. Так что об этом волноваться не стоит».

Одним из важнейших источников дохода стал интернет-магазин. Там продавались и издания музея, и товары для творчества, и даже магнитики. На сайте можно было посетить также виртуальную галерею.

Сейчас в Третьяковской галерее сохраняется масочный режим. Она работает ежедневно, кроме понедельника.

-2

Мона Лиза на самоизоляции

Первоначальное здание Лувра строилось, чтобы защитить город от нападения викингов. Кто же знал, что в XXI веке музею придётся бороться.

Лувр — это сокровищница произведений искусства со всего света. Рафаэль, Рембрандт, Тициан — вот неполный список авторов, чьи работы можно увидеть в музее.

Насладиться творчеством великих мастеров можно было и в период 2020 года. Лувр в 2020 году стал самым посещаемым культурным учреждением мира. Некоторые связывают такой повышенный интерес к музею с выставкой-блокбастером картин Леонардо да Винчи. Её успели посмотреть 1 100 000 человек ещё до самоизоляции. Но даже это не спасло музей от убытков: они составили более 90 000 000 евро.

Одной из важнейших причин финансового кризиса стало закрытие границ, а следовательно, сокращение количества иностранных гостей. Именно они чаще всего посещают парижские выставки. Целых 75% публики — это жители США, Китая, Японии и Бразилии. В 2020 году посещаемость упала на 72%.

Впервые музей временно закрылся ещё 2 марта прошлого года. Такое решение приняли сотрудники, обеспокоенные своей безопасностью: для защиты были лишь средства для дезинфекции рук.

Заточение галереи продолжалось 16 недель, и уже 6 июля она возобновила работу. Но ненадолго: 29 октября культурный центр снова закрылся.

Все это негативно повлияло на экономическое состояние учреждения. Чтобы восполнить финансовые потери, музей провёл онлайн-аукцион «Ставка на Лувр» (Bid for the Louvre). Одним из лотов оказался просмотр «Джоконды» без витрины: полотно ежегодно вынимают и проверяют на отсутствие трещин. Так музей заработал 80 000 евро. На аукционе продавались также романтический ужин на Триумфальной арке, ночная экскурсия по музею и даже право назвать дерево в Саде Тюильри в честь себя. Всего от аукциона Лувр получил 2 365 000 евро.

К положительным последствиям можно отнести и то, что посещение сайта Лувра увеличилось четырёхкратно и достигло отметки в 21 000 000 раз.

Сейчас музей работает каждый день с 9 утра до 6 вечера за исключением вторников. Билеты в самом Лувре можно приобрести только с помощью банковской карты или праздничных ваучеров.

«
Новая встреча»

Именно такая надпись красовалась после самоизоляции над входом Национального музея Прадо в Мадриде.

Этот культурный центр обладает большой коллекцией живописи и скульптуры. Здесь можно увидеть работы Босха, Гойи, Рубенса. Первым его директором стал Пикассо (правда, только де-юро).

Нынешний директор Прадо Мигель Фаломир не считает открытие музея после первой волны рисковым, поскольку в учреждении соблюдаются все необходимые меры безопасности. По словам Прадо, сейчас одна из приоритетных задач — «защищать культуру в тяжёлые для всех времена».

Музей закрылся 12 марта и уже 6 июня вновь открылся для посетителей. Дольше он был недоступен для публики лишь в период Гражданской войны.

В 2020 году выручка Прадо упала на 75,5% (18 500 000 евро). Одни из источников дохода — продажа билетов на выставки, а также товаров и услуг в ресторане и магазине Музея Прадо — снизились на 84% и 90% соответственно.

Экономический ущерб компенсируются государственной помощью в размере 15 200 000 евро. Ещё 3 800 000 евро — индивидуальная и корпоративная поддержка. Не обошлось и без подарков. Музей получил две выдающиеся работы от американских коллег  — «Бюст женщины 43» Пабло Пикассо и «Портрет Филиппа III» Диего Веласкеса.

Что за океаном?

Американский «Метрополитен-музей» включает в себя экспонаты от античности до наших дней. «Энциклопедический музей», «собиратель планетарной цивилизации в самых интересных её образцах» — так называет его писатель и журналист Александр Генис.

Музей закрыл свои двери 13 марта. Вновь посетить его можно было лишь с 29 августа. Отсутствие публики принесло убытки в размере 150 000 000 долларов. Доходы от продажи билетов сократились с 55 000 000 до 37 500 000 долларов. При этом восстановление музея сильно зависит от макрофакторов: периода второй волны и вакцинации.

Самую большую часть дохода составляет графа «подарки, гранты, реализованные средства фондов». На всё это приходится 40% от 293 500 000 долларов. Пожертвования составляют 29%, а входные билеты — 13%. 8% — средства, которые выделили власти Нью-Йорка.

Музей учредил Фонд экстренной помощи (Emergency Relief Fund) на сумму 75 000 000 долларов и программу «Добровольный выход на пенсию» (Voluntary Retirement Program). Руководство также снизило зарплату тем, кто занимает административные должности.

Сейчас «Метрополитен-музей» можно посетить в любой день недели с 10 утра до 5 вечера, помимо вторника и среды. Музей рекомендует заранее планировать время посещения, поскольку вход разрешён только по так называемым time-tickets — билетам, предполагающим посещение только в определённые часы или по предварительному бронированию.

Что делать?

Культурные организации могут помочь сами себе в первую очередь с помощью перехода в онлайн-пространство. В период коронавирусных ограничений галереи увеличили присутствие в интернете на 60%. В частности это коснулось социальных сетей. В них расширили свою деятельность 70% музеев. Наиболее предпочтительными оказались Facebook и Instagram (80% и 20% соответственно).

Помогают музеям и сами государства. Совет при президенте РФ по культуре и искусству ввел ряд мер, которые снизили количество увольнений. Представители Третьяковской галереи сообщают: «В 2020 году было выделено дополнительное финансирование на оплату труда. Оно позволило не прибегать к сокращению штата». Власти уменьшили объём госзаданий и ввели налоговые послабления.

В Америке также распространилась практика финансирования из госбюджета в виде льгот и долевых субсидий. Она реализуется наравне с донорством частных фондов и корпораций. «Метрополитен-музей» публикует целые списки таких организаций. По состоянию на июнь 2021 года туда входят Google.Ink, Rolex Watch USA, Sony Corporation of America и другие.

2020 год подтолкнул Евросоюз к реализации программы помощи Europe Culture. На сферу культуры он выделил 2 500 000 000 евро. Депутат Европарламента Томаш Франковский утверждает: «Это крупнейшая программа поддержки творческих работников с самым большим бюджетом. В ближайшие годы Европейский Союз потратит на культуру столько, сколько еще не тратил никогда».

Кому в локдаун жить хорошо?

Вопрос риторический. Но Гейл Лорд, президент международной компании по музейному консультированию и проектированию Lord Cultural Resources, отмечает, что справиться с коронавирусом сложно, но возможно. Она приводит в пример Эрмитаж, который продолжил процветать даже после Второй мировой войны. А значит, музеи переживут и эти непростые времена.