Найти в Дзене
Не выходя из Дзена

"Светло. Тихо. И картины - как молитвы" - очарование искусства "Голубой розы"

Оглавление

Доводилось ли вам созерцать картины В. Э Борисова-Мусатова? Они словно сотканы из тумана и света, бликов на воде и кружевной тени листвы, дневного зноя и ночной прохлады.

Не случайно творчество этого живописца вдохновило 16 молодых художников из Московского училища живописи, ваяния и зодчества на создание нового направления, которое позже получило название "Голубая роза". Организаторами его стали саратовцы Павел Кузнецов, Пётр Уткин и скульптор Александр Матвеев.

Эти юноши в конце XIX - начале XX века задались целью соединить на своих полотнах все виды искусства: живопись, архитектуру, музыку, поэзию, театр, хореографию. Они хотели создавать картины, которые не потеряли бы своей актуальности никогда! Глядя на них, зритель мог бы ощутить гармонию, радость бытия, поймать ускользающую красоту, запечатленную в символах.
В. Э. Борисов-Мусатов. Реквием. 1905 г.
В. Э. Борисов-Мусатов. Реквием. 1905 г.

Нежность и страсть

Название "Голубая роза" закрепилось за группой живописцев после одноименной выставки в 1907 году.

Предыдущая выставка этих авторов называлась "Алая роза" (1904 г.). Роза - древний метафизический символ, в котором, по мнению мистиков, скрыт тайный код Вселенной. Однако выбранный для выставки красный цвет был слишком страстным и очевидным, символизировал экспрессию и напор, которых не было на представленных картинах.

Напротив, им было свойственно элегическое настроение Борисова-Мусатова, его "блеклые" полутона, недосказанность, сочетание сна и яви. «То, что делал Мусатов, это цветы, расцветшие прошлой ночью..." - так романтично охарактеризовал творчество этого художника Б. Липкин.

В. Э. Борисов-Мусатов "Призраки", 1903 г.
В. Э. Борисов-Мусатов "Призраки", 1903 г.

Не случайно его полотна до сих пор вдохновляют поэтов. Вот как выразила свои ощущения от картины "Призраки" современная поэтесса Элла Гоник:

Хмуро и ветрено в барском имении,
Воздух наполнен лиловою мглой,
Ветер уныло качает растения,
Так неуютно здесь летней порой!

Кто-то нездешний стоит за колоннами,
Призраки, молча, являются тут,
Словно колеблемы тихими волнами,
Белые статуи с лестниц плывут.

Всё так мистично: и девушка в белом,
Облик которой чуть виден во мгле,
Контуры здания, окон пробелы
В хрупкой, обманчивой спят тишине.

Может быть, эта картина печальная, -
Только мираж один... боле ничто...
Но в ней таится то страшное, тайное,
Что увидать никому не дано.

Вот они - недосказанность, полутона, лиловая мгла, контуры - признаки творчества символистов.

Триумф "Голубой розы"

18 марта 1907 года в на Мясницкой, 8 в доме Кузнецова, прошла эпохальная выставка, организованная известным меценатом Н. П. Рябушинским на собственные средства.

Ее уникальность заключалась в специальной тщательной подготовке. Сегодня ее назвали бы перформансом - настолько все тонко было срежиссировано.

Посетители попадали в голубовато-серое пространство: стены были обиты материей небесных оттенков, на полах лежали ковры в той же гамме. На фоне голубых стен едва были заметны картины с непривычными названиями: "Увядающее Солнце", "Предчувствие девы". В помещении звучала тихая приятная музыка.

Один из участников выставки художник Сергей Виноградов делился впечатлениями:

Это «была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза-нежная, блёклая - всё так гармонично, чарующе, так цельно, красиво и радостно…Выступали с чтением стихов и прозы Брюсов, Бальмонт, Ремизов... Исполняли свои произведения Скрябин, Ребиков, Черепнин, Спендиаров. Играл Игумнов. Греческие танцы продемонстрировала госпожа К.Я. -последовательница Айседоры Дункан» (https://www.portal-slovo.ru/art/47484.php)

Сапунов. Голубая роза, 1907 г. Это изображение стало символом всего направления.
Сапунов. Голубая роза, 1907 г. Это изображение стало символом всего направления.

Создатель «Чёрного квадрата на белом фоне» К. Малевич, так понимал символику «Голубой розы»:

«она была избрана как лучшее и тонкое существо из всех цветов, которые нельзя увидеть среди продажных цветов магазинов и бульваров».

Представленные на суд публики картины были восприняты неоднозначно. Критиком выставки выступил И. Грабарь, считая ее эпатажем и эстетством, а корреспондент "Московского листка" Н. Кочетов называл ее "глумлением", "вызовом публике", "извращением розы".

Зато для Маковского она была, как «выставка-часовня», где «светло. Тихо. И картины - как молитвы».

П. Кузнецов. Любовь матери.
П. Кузнецов. Любовь матери.

Не все современники сразу восприняли идеи нового направления. Многим символизм пришелся не по душе. Вот и один из организаторов выставки Матвей Сидорович Кузнецов - производитель всемирно известной марки фарфора - придерживался традиционных вкусов в искусстве.

Он не против был посотрудничать с молодыми дарованиями и предложить им разработать цветочные рисунки для изделий своего завода. Кузнецову очень понравились лишь "Голубые гортензии" Сапунова, но эту картину уже приобрел для своей галереи Третьяков, и она не выставлялась.

Сапунов Н. Голубые гортензии.
Сапунов Н. Голубые гортензии.

Тиражировать рисунки на фарфоре "голуборозовцы" не захотели - эта задача казалась им банальной, в ней отсутствовал масштаб, к которому они стремились!

После выставки, хоть и вызвавшей волну полемики, на них обрушился поток заказов: Рябушинский нанял Кузнецова декорировать свою виллу "Черный лебедь", Сапунов и Судейкин расписывали дом Носовых, Кузнецов, Уткин и Матвеев оформляли архитектурно-парковый ансамбль виллы Жуковского в Крыму.

Н. Сапунов. Маскарад. 1907 г. https://arts-journal.livejournal.com/35828.html
Н. Сапунов. Маскарад. 1907 г. https://arts-journal.livejournal.com/35828.html
Каждый художник "Голубой розы" нашел свой путь в искусстве. Кто-то стал разрабатывать фольклорную тему (Н. Милиоти), кого-то привлек лубочный мир русской ярмарки (Н. Сапунов, С. Судейкин), кто-то обратился к сказке Востока (М. Сарьян), кого-то заворожили просторы степи (П. Кузнецов).

Но совсем скоро вихрь новых пролетарских направлений в художественном искусстве заглушит негромкий голос романтиков -символистов, и их надолго забудут: сказочные сюжеты не будут востребованы в Стране Советов. Но мир, который они создали, не пропал, и постепенно мы возвращаемся к этим тонким, словно сотканным из тумана, солнца и кусочков неба полотнам.