Доводилось ли вам созерцать картины В. Э Борисова-Мусатова? Они словно сотканы из тумана и света, бликов на воде и кружевной тени листвы, дневного зноя и ночной прохлады.
Не случайно творчество этого живописца вдохновило 16 молодых художников из Московского училища живописи, ваяния и зодчества на создание нового направления, которое позже получило название "Голубая роза". Организаторами его стали саратовцы Павел Кузнецов, Пётр Уткин и скульптор Александр Матвеев.
Эти юноши в конце XIX - начале XX века задались целью соединить на своих полотнах все виды искусства: живопись, архитектуру, музыку, поэзию, театр, хореографию. Они хотели создавать картины, которые не потеряли бы своей актуальности никогда! Глядя на них, зритель мог бы ощутить гармонию, радость бытия, поймать ускользающую красоту, запечатленную в символах.
Нежность и страсть
Название "Голубая роза" закрепилось за группой живописцев после одноименной выставки в 1907 году.
Предыдущая выставка этих авторов называлась "Алая роза" (1904 г.). Роза - древний метафизический символ, в котором, по мнению мистиков, скрыт тайный код Вселенной. Однако выбранный для выставки красный цвет был слишком страстным и очевидным, символизировал экспрессию и напор, которых не было на представленных картинах.
Напротив, им было свойственно элегическое настроение Борисова-Мусатова, его "блеклые" полутона, недосказанность, сочетание сна и яви. «То, что делал Мусатов, это цветы, расцветшие прошлой ночью..." - так романтично охарактеризовал творчество этого художника Б. Липкин.
Не случайно его полотна до сих пор вдохновляют поэтов. Вот как выразила свои ощущения от картины "Призраки" современная поэтесса Элла Гоник:
Хмуро и ветрено в барском имении,
Воздух наполнен лиловою мглой,
Ветер уныло качает растения,
Так неуютно здесь летней порой!
Кто-то нездешний стоит за колоннами,
Призраки, молча, являются тут,
Словно колеблемы тихими волнами,
Белые статуи с лестниц плывут.
Всё так мистично: и девушка в белом,
Облик которой чуть виден во мгле,
Контуры здания, окон пробелы
В хрупкой, обманчивой спят тишине.
Может быть, эта картина печальная, -
Только мираж один... боле ничто...
Но в ней таится то страшное, тайное,
Что увидать никому не дано.
Вот они - недосказанность, полутона, лиловая мгла, контуры - признаки творчества символистов.
Триумф "Голубой розы"
18 марта 1907 года в на Мясницкой, 8 в доме Кузнецова, прошла эпохальная выставка, организованная известным меценатом Н. П. Рябушинским на собственные средства.
Ее уникальность заключалась в специальной тщательной подготовке. Сегодня ее назвали бы перформансом - настолько все тонко было срежиссировано.
Посетители попадали в голубовато-серое пространство: стены были обиты материей небесных оттенков, на полах лежали ковры в той же гамме. На фоне голубых стен едва были заметны картины с непривычными названиями: "Увядающее Солнце", "Предчувствие девы". В помещении звучала тихая приятная музыка.
Один из участников выставки художник Сергей Виноградов делился впечатлениями:
Это «была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза-нежная, блёклая - всё так гармонично, чарующе, так цельно, красиво и радостно…Выступали с чтением стихов и прозы Брюсов, Бальмонт, Ремизов... Исполняли свои произведения Скрябин, Ребиков, Черепнин, Спендиаров. Играл Игумнов. Греческие танцы продемонстрировала госпожа К.Я. -последовательница Айседоры Дункан» (https://www.portal-slovo.ru/art/47484.php)
Создатель «Чёрного квадрата на белом фоне» К. Малевич, так понимал символику «Голубой розы»:
«она была избрана как лучшее и тонкое существо из всех цветов, которые нельзя увидеть среди продажных цветов магазинов и бульваров».
Представленные на суд публики картины были восприняты неоднозначно. Критиком выставки выступил И. Грабарь, считая ее эпатажем и эстетством, а корреспондент "Московского листка" Н. Кочетов называл ее "глумлением", "вызовом публике", "извращением розы".
Зато для Маковского она была, как «выставка-часовня», где «светло. Тихо. И картины - как молитвы».
Не все современники сразу восприняли идеи нового направления. Многим символизм пришелся не по душе. Вот и один из организаторов выставки Матвей Сидорович Кузнецов - производитель всемирно известной марки фарфора - придерживался традиционных вкусов в искусстве.
Он не против был посотрудничать с молодыми дарованиями и предложить им разработать цветочные рисунки для изделий своего завода. Кузнецову очень понравились лишь "Голубые гортензии" Сапунова, но эту картину уже приобрел для своей галереи Третьяков, и она не выставлялась.
Тиражировать рисунки на фарфоре "голуборозовцы" не захотели - эта задача казалась им банальной, в ней отсутствовал масштаб, к которому они стремились!
После выставки, хоть и вызвавшей волну полемики, на них обрушился поток заказов: Рябушинский нанял Кузнецова декорировать свою виллу "Черный лебедь", Сапунов и Судейкин расписывали дом Носовых, Кузнецов, Уткин и Матвеев оформляли архитектурно-парковый ансамбль виллы Жуковского в Крыму.
Каждый художник "Голубой розы" нашел свой путь в искусстве. Кто-то стал разрабатывать фольклорную тему (Н. Милиоти), кого-то привлек лубочный мир русской ярмарки (Н. Сапунов, С. Судейкин), кто-то обратился к сказке Востока (М. Сарьян), кого-то заворожили просторы степи (П. Кузнецов).
Но совсем скоро вихрь новых пролетарских направлений в художественном искусстве заглушит негромкий голос романтиков -символистов, и их надолго забудут: сказочные сюжеты не будут востребованы в Стране Советов. Но мир, который они создали, не пропал, и постепенно мы возвращаемся к этим тонким, словно сотканным из тумана, солнца и кусочков неба полотнам.