Немного отвлекаясь от генеральной линии нашего повествования, остановлюсь на некоторых частных случаях из современной жизни.
Есть у меня один товарищ, юрист по образованию, адвокат и специалист по праву в области недвижимого имущества. Он хорошо знает теорию и практику отечественного законодательства и практического правоприменения и прекрасно осведомлен обо всех (или об очень многих) недостатках в этой сфере.
Я – человек, далекий от юриспруденции, но по той видимой части нашего правового айсберга понимаю, что нашим законодателям еще работать и работать над ее совершенствованием. В частности, совсем недавно столкнулся с таким фактом.
Есть у меня еще один товарищ. Его дочь некоторое время назад работала в какой-то страховой компании. После того, как она уволилась, эту компанию накрыли правоохранители. Выяснилось, что они выдавали какие-то липовые полисы, обманывали клиентов и прочее. Руководителей компании объявили в розыск, а бывших рядовых сотрудников, в том числе и эту дочь, привлекли к ответственности как соучастников. Я не знаю подробностей, была ли в курсе о творившихся махинациях эта конкретная молодая женщина, по ее словам, она только заносила информацию о полисах в компьютер, т. е. вела электронную базу, но точно известно, что никаких документальных свидетельств, что она подписывала какие-либо фальшивые документы, принимала деньги или совершала что-то явно преступное, в деле не было. Она была в компании обычным наемным работником, выполняла, как могла свои служебные обязанности и до того со своими руководителями никогда знакома не была.
Следствие пошло по стандартному ныне пути: они смогли добиться сотрудничества с одной из фигуранток, на которую, возможно, какие-то бумаги были, осудили ее отдельно, а на этом основании уже осудили и всех остальных. И та сотрудница, о которой я говорю, получила 4 (четыре!) года реального срока, но с отсрочкой, поскольку у нее два маленьких ребенка. Это решение всех устроило, поскольку следствие имеет результат в виде приговора, судья проявил бескомпромиссность, а осужденная в случае хорошего поведения получит снятие судимости через 4 года, ведя свою обычную жизнь.
Но на мой взгляд, решение суда совершенно неприемлемое, поскольку организаторы не выявлены и не понесли никакого наказания, а рядовые работники, против которых, кроме устных показаний одной осужденной, ничего нет, получили по полной программе.
И таких дел, я думаю, в наших судах немало. Говоря слово «таких», я имею ввиду не суть дела, а неприемлемость принимаемых решений.
Теперь возвращаемся к моему товарищу-юристу. Он в связи со всем вышесказанным настроен весьма оппозиционно к нашей власти. Говорит, что президент за 20 лет своего правления ничего толком не сделал для формирования в стране цивилизованной правовой системы, люди никак не защищены от произвола власть-и-силуимущих, завтра любого могут взять за жабры, процветает коррупция и правовой беспредел.
Но этот же товарищ, занимаясь юридическими вопросами в области распоряжения недвижимостью, сам тоже вовлечен в этот бизнес, т. е. покупает-продает, вкладывая и преумножая собственные средства. В частности, сейчас в столице наиболее ликвидным сектором рынка является продажа апартаментов, т. е. по статусу нежилых помещений, для жилья обустроенных. И вот он в кооперации со своими клиентами-партнерами занимается покупкой производственных или административных зданий или помещений, делит их на малые части, превращает в пригодные для жилья комнаты-квартиры и продает частным владельцам. Офисное помещение сейчас можно приобрести по цене примерно 50 000 руб. за кв. метр, а апартаменты продаются по 200 000 – 400 000 руб. за кв. метр, что, конечно, привлекает инвесторов. Подобное переоборудование требует, во-первых, физической перестройки, включающей снос имеющихся стен и перегородок, возведение новых, прорубание дополнительных дверных проемов, устройство большого количества мокрых точек сверх имеющихся, и все это не было предусмотрено первоначальным проектом, который создавался зачастую 50-70 лет назад. Во-вторых, это переоборудование надо юридически узаконить и каждое создаваемое помещение зарегистрировать в Росреестре. Я не знаю тонкостей законодательства, но понимаю, что проделать такую операцию с общей площадью, допустим, 1000 кв. метров быстро и без проволочек невозможно, соблюдая все требования имеющихся СНиПов и прочих нормативных документов сфере архитектуры, строительства, электро- водо- и прочего снабжения. Однако все проходит довольно гладко, сопровождаемое соответствующими денежными вливаниями.
Возникает вопрос: если бы все те требования, которые предъявляются нашему высшему руководству, были выполнены, смог бы мой приятель вести свой бизнес? Думаю, что нет. Попробуйте согласовать перепланировку квартиры где-нибудь в Вене, например, посмотрим, что получится и какое время займет.
Также недавно разговаривал с бригадиром строителей, который давно занимается ремонтом домов и квартир. Он с сожалением сказал, что в 90-е годы заработки были больше. Но ведь в те же годы у многих заработков не было вообще, а этот бригадир налогов вообще никаких не платил. Сейчас платит, но старается поменьше. И режим поругивает за отсутствие порядка в отдельных областях нашего хозяйства.
Но, ребята, вы же живете хорошо именно из-за отсутствия этого порядка, вы же по-другому не умеете. А хочется и того и другого, потому что беспорядок обеспечивает быстрое увеличение капитала, а порядок - гарантии его сохранности.
Вот такая свобода выбора.
И в завершение капля юмора: