Значение и происхождение выражения «Седьмая вода на киселе»
Таким выражением как «седьмая вода на киселе» принято называть дальних родственников, не в том смысле, что они далеко живут, а в смысле родню, степень родства которой определить довольно сложно, можно запутаться, так и поняв, кто кому кем приходится. Произносится с некоторым пренебрежением, так оно и понятно, по сути то «седьмая вода на киселе» это чужие люди, особенно, если ты их видишь впервые в жизни.
Другое дело если ты этих людей знаешь давно, да к тому же часто видитесь, общаетесь. Тогда собственно и язык не повернётся сказать о них «седьмая вода на киселе». Как-то неправильно будет так говорить о близких и дорогих тебе людях, хоть они тебе и дальние родственники. Но это так, небольшое отступление.
Фразеологизм «седьмая вода на киселе» относится к тем фразеологизмам, которые зародились именно на Руси и являются исконно русскими. Это факт. Но все же, насчёт происхождения этой идиомы в научных кругах единого мнения не наблюдается и есть некоторые разногласия. На данный момент лингвисты предлагают три версии появления этого выражения, и каждая из них имеет право на жизнь.
Однако у всех этих гипотез есть одно общее. Все они связаны, как не трудно догадаться, с одним из самых востребованных напитком на Руси киселем, который по консистенции представлял густую жидкость, что-то среднее между обычной водой и желе, а цвет киселя менялся в зависимости от продукта, на основе которого он готовился. В основном это были разные ягоды и некоторые виды злаковых культур.
1. Когда готовый кисель некоторое время находился в нетронутом состоянии, то сверху напитка появлялся тонкий слой водянистой жидкости. Она выделялась в силу того, что после смешивания жидкостей разной плотности и при дальнейшем состоянии покоя более лёгкая жидкость стремилась занять место над более тяжёлой жидкостью. Верхний слой жидкости практически уже не имел ничего общего с основным напитком, но, тем не менее, по факту вода появилась из киселя. Отсюда и выражение «седьмая вода на киселе», где выделившаяся жидкость и есть «седьмая вода», которая по аналогии видится дальним родственником, который как бы имеет общие корни, но только очень отдалённые, точно также как «седьмая вода» лишь слегка напоминает кисель и только.
2. Вторая версия опирается на способ приготовления киселя, где основой для киселя является крахмал из картофеля. Добывается крахмал из мелко протёртого или порубленного картофеля путём его промывания водой, в ходе которого вода отстаивается и на дне появляется осадок в виде осевшего крахмала. С каждым промыванием крахмала становится всё меньше и меньше. Ну а после неоднократного промывания наступает такой момент, когда образования крахмала становятся микроскопическими. Такая водичка и стала «седьмой водой на киселе», где родственная связь такая же маленькая, как и полученный осадок.
3. Третья версия также основана с приготовлением киселя, на этот раз овсяного. Зерно овса замачивали в горячей воде для вымывания крахмала. Подобную процедуру повторяли несколько раз, естественно с каждым очередным промыванием количество крахмала уменьшалось до тех пор, пока вода не оставалась совсем без примесей и мало чем отличалась от обычной воды. Логика рассуждения о привязке этой версии к выражению «седьмая вода на киселе» точно такая же, как и в предыдущей версии.
Присутствие в выражении именно цифры «семь» является случайным и связано с мистическим и где-то даже сакральным её смыслом.
Недаром же существует немало других фразеологизмов, поговорок, пословиц, легенд, мифов, где упоминается цифра семь. Да и в Библии она встречается довольно часто. Так что возможны варианты, где вместо цифры «семь» может использоваться любая другая цифра или число.
Со стопроцентной точностью сложно уверенно сказать, какая из трёх представленных версий происхождения фразеологизма «седьмая вода на киселе» является верной. Но первая версия кажется наиболее правдоподобной, хотя бы потому, что её трактовка относится к киселю в целом, независимо от продукта, из которого он приготовлен. К тому же версия о появлявшейся из киселя водянистой жидкости сформулирована довольно чётко, не имеет слабых мест и прекрасно подходит под смысл фразеологизма, означающий человека или людей, находящихся в крайне отдаленном родстве с кем-либо или когда родственная связь прослеживается еле-еле.
Применение выражения «Седьмая вода на киселе» в литературе
1)«В Сибири... родство, свойство и кумовство считается... чуть не до двадцатого колена. Седьмая вода на киселе, десятая вода на квасине и всякая с боку припека из роду из племени не выкидается».
П. И. Мельников-Печерский (1818-1883 гг.) «На горах», 1881 г.
2)«Диссертацию написал о правах седьмой воды на киселе в порядке наследования по закону».
М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), «Господа Молчалины».
3)«Ей-богу не знаю, как и чем я родня ему: кажется, седьмая вода, может быть, даже и не на киселе, а на чем-нибудь другом... Просто-запросто, я называю его дядюшкой: он откликается».
М. Ф. Достоевский (1821-1881 гг.), «Дядюшкин сон», 1859 г.
4)«Седьмая вода на киселе... Разгильдяевская кровь в тебе только с материнской стороны, да и то по бабушке».
П. Н. Краснов (1869-1947 гг.), «Цареубийцы», 1938 г.
5)«Очень дальний родственник, даже не седьмая вода на киселе, а какая-то там десятая, если не одиннадцатая».
М. С. Серова, «Фиктивный бойфренд», 2007 г.
6)«Впрочем, это даже и не кузины были, а седьмая вода на киселе».
О. В. Свириденкова, «Невский романс», 2012 г.