Задача любого нормального государства — обеспечить преемственность опыта, знаний и традиций, накопленного старшими поколениями. Но на практике наша система образования и молодежная политика работает совсем не так. Во главу угла поставлена экономия, а не будущее молодого поколения.
«Молодому поколению необходимо классическое образование, которое нам дало Гагарина и нобелевских лауреатов», — убежден заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Андрей Широков. — Мы за отмену ЕГЭ, как принципа механического натаскивания детей. Сегодня система работает лишь на достижение балльного результата, не обеспечивая качество знаний учеников. Весь процесс обучения в школе направлен на получение хорошего балла. Чем он выше, тем больше шансов поступить на бюджетное место. Мы предлагаем вернуть классическую школу, которая эффективно действовала исторически на территории России, — заявляет Широков. — То же и в системе высшего образования. Только 5-6 лет непрерывного обучения специальности обеспечит качественную подготовку кадров и позволит вернуть и возродить отраслевую промышленность и экономику страны. Без этого никакие социальные трансформации невозможны».
О проблемах обучения и воспитания молодого поколения в российских регионах рассказал сторонник Партии пенсионеров, советник по развитию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Андрей Колесников. По его мнению, современные школьники больше не учатся, они готовятся к сдаче ЕГЭ: то есть зубрят варианты тестовой системы. Если раньше ребенок вначале интенсивно готовился к сдаче выпускных экзаменов и вынужден был учить предметы, по которым эти экзамены проводились, а затем после окончания школы занимался все лето, закрепляя свои знания что бы поступить в вуз, то теперь он, избрав уже в старших классах свой будущий путь, совершенно не уделяет внимание тем предметам, которые, как он думает, ему в дальнейшем не пригодятся. А после завершения обучения в школе просто отправляет полученные баллы в различные вузы и из системы обучения на лето просто выпадает. Как результат — ребенок перестает мыслить.
«Система ЕГЭ не предусматривает вариативности мышления, на вопрос есть только один ответ — он же правильный. Все остальные варианты ответов на задачу изначально признаются неверными, — рассказал эксперт в области образования и сторонник Партии пенсионеров. — То есть исчезает главный элемент, главная задача, которая стоит пред любым учебным заведением, — научить человека учиться и, соответственно, мыслить».
На этом фоне буйным цветом расцвела практика репетиторства, натаскивания учеников на предмет. Отвечая на вопрос «почему же профессиональное сообщество не оказало внедрению новой системы сопротивление, не смотря на ее явные недостатки?», Андрей Колесников напомнил, «что изначально педагогов поставили в ситуацию виновного, их всех огульно обвинили в коррупции. В общество в том числе и через СМИ активно внедряли презумпцию виновности: ты против новой системы — значит, ты просто лишился кормушки. Раньше за успешно сданные экзамены ты получал свои плюшки, а сейчас нет. Вот поэтому ты и протестуешь».
«Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации конечно есть, — убежден Андрей Колесников. — И он достаточно простой. Впервые его начали применять в столичных вузах, аргумент был простой: количество стобалльников, которые подали свои заявки на поступление, превышает количество бюджетных мест. Соответственно, необходимо провести конкурс среди тех, кто получил сто баллов, сдав ЕГЭ по профильному предмету».
По мнению Андрея Колесникова, было бы неплохо вспомнить и существовавшую в СССР практику проведения вступительных экзаменов в ведущее вузы страны на некоторое время раньше, чем эти экзамены начинают проводить провинциальные высшее учебные заведения. Тем более, что практика дистанционного проведения экзаменов в период пандемии хорошо отработана, и прием экзаменов на дистанции позволил бы в какой-то мере уровнять возможности для поступления в лучшее учебные заведения страны для абитуриентов все нашей необъятной Родины.
Говоря о так называемой Болонской системе, Андрей Колесников напомнил, как был запущен этот процесс. «Так, перед европейскими чиновниками стояла задача усреднить подходы к образованию в созданном союзе, что бы каким-то образом скажем в Португалии можно было оценить уровень знаний выпускников Эстонских вузов. Ведущее университеты Европы, например, такие как Кембридж и Оксфорд, между тем, сразу заявляли, что, если в наших учебных заведениях чиновников что-то не устраивает, и мы не походим под запущенный процесс, — это не наши проблемы, а проблемы Болонской системы», — рассказал Андрей Колесников.
Наша страна вслед за европейскими чиновниками решила активно вписаться в новую реальность. Давайте посмотрим, что из этого получилось. Фактически ничего, кроме двухэтапного обучения в высшей школе: появились понятия «бакалавр» и «магистр». В отделах кадров предприятий долгое время не могли привыкнуть к тому, что люди, отучившиеся в вузах и получившие степень бакалавра и магистра, в документах обозначаются одинаково — специалист с высшим образованием. «В итоге то, что мы наблюдаем сейчас в сухом остатке, — экономия бюджетных средств: бакалавры выходят из вузов с дипломом на год раньше. Экономия! Количество студентов, готовых продолжить обучение в магистратуре, в разы меньше тех, кто обучался с ними на первом этапе», — подытожил Андрей Колесников.
Партия пенсионеров настаивает на безусловном отказе от отношения к образованию как к деятельности по оказанию услуг. Нельзя в угоду количественным показателям лишать молодое поколение возможности овладевать всем богатством научного познания, до бесконечности упрощая содержание образования и поэтому следует в полном объеме использовать непревзойденный опыт советской средней и высшей школы.