В хозяйстве «Новая Любания» Вилейского района горячая пора. Сейчас комбайнеры убирают зерновые. В термосах для комбайнеров — суп, макароны и гуляш, салат «Оливье», а на десерт — кисель и булочка. Уплетая суп с шампиньонами, хлеборобы заговаривают об урожае, зарплатах и мечтах. Наш репортаж о тех, кто вкалывает на благо страны.
«На первое — суп, на десерт — кисель и булочка»
В разгар уборочной заезжать с поля в столовую на комбайне роскошь — это займет уйму времени, поэтому механизаторов кормят прямо в поле. Но сегодня — исключение: с утра не задалась погода — обед на мехдворе.
— Сначала туман стеной стоял, а недавно дождь побрызгал — стоим пока. Зерно влажное, не вымолачивается, а это большие потери, — сетуют хлеборобы.
В «Новой Любании» обеды для работяг готовят в сезонной столовой. Главная по кухне — Ирина Нарейко. Здесь она и шеф-повар, и заведующая, и завхоз.
Столовая кормит все работников хозяйства, включая полеводов и пастухов, а это 50 порций еды каждый день.
— Сегодня в меню — супчик с шампиньонами, гуляш и макароны, «Оливье», кисель с булочкой и бутылка бесплатной минералки местного разлива. На ужин — пюре и рыбка, завтра — рисовый суп с чесночком, — уточняет Ирина Нарейко, чем столовая порадует хлеборобов.
К 11 утра обед готов. Его разливают по термосам и грузят в машину. Блюда каждый день новые. Хлеборобы говорят, «благодаря Геннадьевне». Порции солидные: 500 граммов — первое, 200 — гарнир, 150 — мясное, салат, плюс булочка с компотом, киселем или морсом. Стоимость обеда и ужина обходится комбайнерам в 3,50 рубля, остальное — за счет хозяйства.
— Геннадьевна готовит, как для себя, она у нас главный человек на кухне! — нахваливают коллегу помощницы.
Рабочий день на полевой кухне начинается в 8:00, но женщины часто приходят пораньше, «чтобы порадовать мужиков».
— С теми же голубцами повозиться надо. Пока капуста, пока рис, а к обеду успеть надо, — уточняет Ирина Нарейко.
Она в столовой с посевной и до конца уборочной и в будни, и в выходные.
— Ну, как я механизаторов брошу? Никогда не скажу, что трудно. Ну, а что плохого? Я все успеваю: и прическу наведу, и в Вилейку по делам съезжу, — улыбается повар.
«Мужики хорошие, работаем без споров»
Комбайнеры с утра в поле так и не вышли. Планы перебил утренний туман и дождь. Заприметив машину с обедом, мужики становятся в очередь. Татьяна, не жалея, разливает в глубокие миски суп.
— А компот? — в очереди раздается смех.
Комбайнеры разбредаются по мехдвору. Из-за густых туч пробивает солнце — пора в поле.
— Мужики хорошие здесь, работаем без споров, договариваемся! Самое лучшее что? Загар! — улыбается 22-летний агроном Павел Корзун. — Уборочная зерновых сейчас в самом разгаре. Если погода позволяет, в один день убираем ячмень, рожь и пшеницу. Процентов 40 урожая уже убрали. Будем стараться закончить в срок, если погода позволит: вчера мололи, а сегодня стоим с утра.
Молодой агроном родом из Смолевичей. В «Новую Любанию» попал по распределению после академии в Горках. Агроном одинаково разбирается в штангах, уборочной и озимых — Павел тяжелоатлет. До сельской карьеры на республиканской универсиаде среди белорусских вузов выполнил норматив и стал кандидатом в мастера спорта по пауэрлифтингу и тяжелой атлетике. Говорит, спорт по душе, но пока ближайшая перспектива — осенний призыв в армию.
«Хотелось бы на море еще раз»
Сергей Августинович — в лидерах уборочной. Командиру экипажа — 32. Вне уборочной Сергей возит лес, в горячий сезон водит комбайн.
День Августиновича в жатву выглядит так: подъем рано утром, подготовка комбайна и работа в поле с перерывом на обед и ужин. Домой возвращается ближе к полуночи, когда на поле появляется роса. Всю уборочную работает без выходных.
— Не смог я бросить хлеб, — откровенничает Сергей. — С 14 лет с отцом в комбайне откатался, а в 22 сам поехал и уже тогда первым станл. Для семьи стараюсь: жена, дочка растет…
Комбайнерам платят за намолот: сколько убрал — столько и получил. Расчетный отдают каждый день. Лучших отмечают в списках под красным флагом на мехдворе. Сергей в нем часто.
— Вчера, например, 140 рублей заработал. Но бывает по-разному: и 80, и 195, а сегодня до обеда вообще стояли, хорошо, если 50 рублей выйдет, — утоняет комбайнер.
Самое неприятное для комбайнера — поломка, но, добавляет Августинович, техника в хозяйстве более-менее надежная.
— Кондиционер есть, музыка, перед глазами пейзажи: то лиса побежит, то косуля. Но природу рассматривать особо не приходится, надо в жатку смотреть, – говорит наш герой-комбайнер.
Несмотря на тяжелый монотонный труд Сергей знает, ради чего вкалывает:
— Дом есть, ремонт сделал, машину купил. Два года назад отдыхал с семьей в Египте. Что заработаю — снова на дом потрачу, часть отложим. Ну, и на море хотелось бы еще раз съездить.
Автор статьи: Юлия Лахвич
Автор фото: Юлия Лахвич