Найти в Дзене
Акме

Аристотель о научном знании

Свои основные положения философии Аристотель высказывает в трактате «Метафизика», написанный в виде конспекта лекций, читаемых избранному кругу лиц. Читать такой текст без соответствующей подготовки трудно и даже мучительно. Автор взял на себя смелость представить некоторые положения Аристотеля «своими глазами» для того, чтобы познакомить с философской концепцией «самой универсальной головы античности» (К. Маркс) своих читателей и гостей канала «Акме». Перед автором стояли две задачи: 1) пересказать Аристотеля максимально близко к его тексту; 2) рассказать о положениях Стагирита максимально интересно для своих подписчиков. Насколько это получилось – судить вам. Оставляйте свои вопросы и размышления в комментариях. Здесь очень много интересного . История философии после Аристотеля тому свидетельство. Научное познание Аристотель понимает как процесс, идущий от ощущений к абстрактному мышлению. Путь научного познания включает следующие ступени: ощущение, представление, опыт в связи с памя

Свои основные положения философии Аристотель высказывает в трактате «Метафизика», написанный в виде конспекта лекций, читаемых избранному кругу лиц. Читать такой текст без соответствующей подготовки трудно и даже мучительно. Автор взял на себя смелость представить некоторые положения Аристотеля «своими глазами» для того, чтобы познакомить с философской концепцией «самой универсальной головы античности» (К. Маркс) своих читателей и гостей канала «Акме».

Перед автором стояли две задачи: 1) пересказать Аристотеля максимально близко к его тексту; 2) рассказать о положениях Стагирита максимально интересно для своих подписчиков. Насколько это получилось – судить вам. Оставляйте свои вопросы и размышления в комментариях. Здесь очень много интересного . История философии после Аристотеля тому свидетельство.

Аристотель и его "Метафизика". Изображение взято как иллюстрация превью. Источник: https://ru.depositphotos.com/vector-images/аристотель.html?filter=illustration&qview=2366573
Аристотель и его "Метафизика". Изображение взято как иллюстрация превью. Источник: https://ru.depositphotos.com/vector-images/аристотель.html?filter=illustration&qview=2366573

Научное познание Аристотель понимает как процесс, идущий от ощущений к абстрактному мышлению. Путь научного познания включает следующие ступени: ощущение, представление, опыт в связи с памятью, искусство и науку. Задача познания включает в себя процесс восхождения от чувственного восприятия к вершинам абстракции.

В познании предмет предстает как активное начало. Воздействуя на органы чувств, предмет вызывает ощущения. Многообразие предметов, их различный характер обусловливает образование различных ощущений. Изменяющиеся предметы изменяют и характер самих ощущений.

Предметом познания является единичное бытие существующее само по себе. Из опыта мы получаем только мнение. Научное знание – это знание о бытии единичного. Но единичное бытие как таковое не есть подлинный предмет науки и познания. Таковым является общее в единичном. Поскольку общее проявляется в определённых условиях в единичном, поскольку оно причастно к предмету познания.

Чтобы обрести степень вероятного знания, мнение, получаемое из опыта с единичными предметами, должно пройти процедуру логической обработки категорическим силлогизмом. В этом проявляется и связь, и отличие единичного от общего, мнения от научного знания.

Отличие научного знания от мнения обнаруживается в ряде существенных признаков:

· Мнение основано на случайных чувственно воспринимаемых фактах и представляет собой эмпирический метод познания. Поскольку его предметное содержание относится к случайному единичному, постольку оно носит вероятностный характер. Поэтому по отношению к данному мнению возможно иное мнение, оно может быть ложным или истинным, следовательно оно не характеризуется незыблемостью;

· В отличие от мнения научное знание является необходимым и всеобщим, и если оно логически доказуемо, то оно истинно, неопровержимо и не может быть изменено. Такое знание прочно и незыблемо.

Рассматривая процесс познания, Аристотель выявляет отношение знания к предмету. Предмет предшествует знанию. Исходя из этого, Аристотель доказывает, что знание к предмету относится также, как ощущение к предмету. Это положение относится лишь к начальному акту познания, но не к уже возникшему знанию.

Здесь ситуация меняется, так как возникшее знание и предмет представляют неразрывное целое. Это положение Аристотель доказывает следующим образом. Если представить, что у ощущающего человека временно отсутствуют зрительные ощущения, то из этого следует, будто в самом предмете отсутствуют те свойства, которые воспринимаются зрением. То, что человек увидит в предмете в тот момент, когда к нему вернётся зрительное ощущение, будет с необходимо относиться к области видимого. С этого момента видимое и ощущение видения существуют одновременно.

Аристотель считает, что так же относится знание к своему предмету. Предмет, конечно, предшествует познанию. Но если знание мы рассматриваем как уже возникшее, как уже отнесённое к своему предмету, то в этом случае знание и предмет образует неразрывное целое.

Конечно, в абстракции мы можем отделить предмет знания от знания предмета, но это не влияет на реальность их единства. Процесс познания обусловливает превращение предмета из предмета знания в возможности (мнения) в предмет познания в действительности (научное знание).

Как возможность предмет познания предстаёт при рассмотрении его безотносительно к познанию. Но с началом акта созерцания, он (предмет) и знания из возможности превращаются в действительность и обретают новое качество, они уже составляют нечто единое.

Это даёт Аристотелю основание сделать вывод о природе знания как о роде обладания, как об определённом способе бытия специфического рода.

В таком своём качестве знание, наука, обладают рядом отличительных черт:

· Доказательностью, что, по Аристотелю, равнозначно всеобщности и необходимости;

· Способностью объяснения;

· Сочетанием единства знания с наличием степеней подчинения одних знаний другим.

Перечисленные черты знания позволяют выявить критерий адекватности знания бытию. Если диалектико-материалистическая философия в качестве безусловного критерия истинности науки берет практику, то Аристотель первейшей чертой науки считает доказательность.

Наука, по Аристотелю, есть вид бытия, способный доказывать. Здесь на помощь Аристотелю приходит логика. В самом деле, доказательство имеет силу лишь тогда, когда оно говорит о том, что не может происходить иначе. Процедура доказательства состоит в получении такого заключения, которое вытекает из начал истинных и необходимых, которые должны относиться к предмету доказательства. О случайном и преходящем доказательства быть не может. Оно должно быть лишь об общем.

В качестве исключения Аристотель допускает возможность доказательства по отношению и к частным случаям общего, но лишь таким, которые происходят часто. Например, затмение Луны.

Из работ Аристотеля следует, что общее у него тождественно необходимому. Если мы знаем общее как необходимое, то мы можем говорить о знании сути бытия. Общее – это то, что присуще всем, т. е. каждой вещи. Если мы знаем о каждой вещи, то мы знаем и суть её бытия.

Доказательство, согласно Аристотелю, должно быть лишь об общем, поэтому наука слагается из общих предложений. Отсюда вытекает несколько задач научного знания:

· Фиксирование некоторого состояния или факта;

· Выяснение причины;

· Исследование сущности факта.

Познать сущность бытия – значит выяснить необходимую причину посредством логического доказательства.

Но, логическое доказательство – лишь относительный критерий адекватности, т. к. данное доказательство должно исходить и опираться на предыдущее, а это, в свою очередь, на другое предыдущее и т. д. Этот процесс бесконечен.

Но цель познания в том, чтобы перейти от понятий первых для нас к понятиям первых самих по себе, то есть к таким началам, которые не требуют доказательства, т. е. по Аристотелю то, что не имеет конца, не может быть предметом научного знания.

Достичь таких конечных начал можно в результате редукции. Полученные таким образом непосредственные положения уже не требуют доказательства, а постигаются умом. Путь к началам – общим принципам – не в логике, а в первой философии, т. е. в умозрительном постижении сущности вещей, в интуитивном познании их «форм» и сути бытия.

Таким образом, мы достигаем абсолютных начал бытия и знания, постигаем бытие в его сущности, т. е. знание, адекватное бытию. Следовательно, критерием адекватности знания бытию является не только логика и не столько логика как орудие познания, а первая философия с её умозрительно-интуитивным познанием.

Понравилась статья - Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал Акме! Впереди много интересного!