Если пандемия и научила нас чему-то в работе, так это тому, что нам не нужно проводить долгие часы в офисе, чтобы быть продуктивными. Итак, почему презентеизм все еще так важен?
Почти трудно представить себе время, когда люди проводили не менее 40 часов в неделю в физическом офисе (а часто и дольше, чтобы произвести впечатление на босса). Но в рабочей силе до пандемии такого рода "презентеизм" - физически находиться на своем рабочем месте только для того, чтобы выглядеть преданным, каким бы непродуктивным он ни был, – был просто еще одним фактом офисной жизни. До пандемии данные одного опроса в Великобритании показали, что 80% работников заявили, что на их рабочем месте существует презентабельность, при этом четверть респондентов заявили, что с прошлого года ситуация ухудшилась.
Но теперь удаленная работа предоставила как боссам, так и работникам запоздалую возможность переоценить этот укоренившийся презентационный подход. Мы давно знаем, что презентеизм проблематичен: он может стоить экономике страны десятков миллиардов долларов, поскольку больные люди тащатся в офис и заражают других; он создает токсичную среду, которая приводит к переутомлению, поскольку люди, проводящие долгие часы, оказывают давление на всех остальных, чтобы они делали то же самое. Мы знаем, что важна производительность, а не прикованность к вашему столу или компьютеру, и этот разговор мы ведем уже много лет.
Тем не менее, несмотря на прекрасный шанс отказаться от практики в новом рабочем мире, акцент на презентационности жив и действует. Теперь презентеизм просто стал цифровым: люди работают дольше, чем когда-либо, отвечая на электронные письма и сообщения в любое время дня, чтобы показать, насколько они "вовлечены". И по мере того, как боссы вызывают работников обратно в офис, появляется все больше свидетельств того, что мы, возможно, вообще не сдвинули шкалу представления.
Итак, несмотря на то, что мы знаем, почему презентеизм все еще так подчеркивается? Дело не просто в том, что боссы жаждут нависнуть над рабочими, когда они трудятся. Скорее всего, подсознательные предубеждения сохраняют практику нетронутой – и если мы не будем лучше работать, признавая ее вред, и не создадим рабочие места, чтобы препятствовать ей, мы, скорее всего, навсегда останемся рабами презентеизма.
Тем не менее, как бы ни был плох презентеизм, есть некоторые признаки того, что люди, которые не проводят время с глазу на глаз, действительно могут быть наказаны. Например, хотя сейчас это почти непостижимо, дистанционная работа, как правило, считалась безответственной и впоследствии сдерживала некоторых работников. Например, исследование 2019 года показало, что работники, работающие на дистанционной работе, которые работали в компаниях, где удаленная работа была необычной, испытывали более медленный рост заработной платы.
История продолжается ниже
Эти факторы могут встревожить работников, многие из которых стали опасаться, что отсутствие физического присутствия в офисе помешает успеху. И нормализация удаленной работы в условиях пандемии не обязательно изменила это; в 2020 году исследователи из компании по разработке программного обеспечения для персонала ADP обнаружили, что 54% британских работников чувствовали себя обязанными физически приходить в офис в какой-то момент во время пандемии, особенно в начале и середине карьеры, несмотря на рост гибкой работы.
Первый - это "эффект простого воздействия", который гласит, что чем больше человек подвергается воздействию кого-то или чего-то, тем больше у него начинает расти близость. “Если я видел одного человека 10 раз за каждый раз, когда я видел кого-то другого, они, естественно, будут нравиться мне больше”. Если конкретный работник делает себя более заметным, он, естественно, может понравиться другим, просто находясь там, даже если другие этого не осознают или не могут точно определить, что им нравится в «представителе".
Это предубеждение существует наряду с другой психологической концепцией, называемой "эффектом ореола": связывание положительных впечатлений о ком-то с их реальным характером. “Вы начинаете думать о человеке, который приносит вам кофе или спрашивает о ваших выходных, как о” милом парне", но затем я делаю мысленный шаг, думая, что вы тоже производительный работник».
По иронии судьбы, несмотря на потенциальную выгоду от того, что вы показываете свое лицо в офисе, работники на самом деле не обязательно более продуктивны, когда они проводят это время или работают сверхурочно. Тем не менее, работники чувствуют необходимость работать – как лично, так и теперь в цифровом формате, – поскольку менеджеры не обязательно знают, что их работники на самом деле не делают ничего лишнего.
Подробнее о процессах взаимодействия людей между собой, а вернее их психологии, мы расскажут наши курсы повышения квалификации в области психологии.