По вторникам у меня – советы родителям, по средам – уроки от жизни выдающихся людей. Сегодня объединю эти темы.
Вы знаете, что в детстве М.Лермонтов долго не ходил (даже по современным меркам)?
И стал гениальным поэтом?
Как всё это психологически состыкуется?
Мне кажется, всё дело было в том, что с самого раннего детства ему не препятствовали развиваться.
ʺ…Ещё не научившись ходить, он уже рисовал: «Миша рос медленно, ходить ещё не начал, а ползал по полу, не вставая на ноги. Головка у него была большая, ноги плохо поддерживали тяжесть тела. Миша любил чертить мелом на полу, и, несмотря на то что няня старалась отучить его от этой «пачкотни», бабушка и мать велели ему не мешатьʺ [Т.Н.Толстая, 1964].
По специальному распоряжению бабушки, как пишет в книге «Предвосхищение» В.А.Захаров, пол был «покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками» [В.А.Захаров, 2004, с. 79]. И эти то сукно, то войлок ежедневно заменялись на новые (о ежедневно сменяемом войлоке и ранних упражнениях красками рассказывают тарханские экскурсоводы).
Ну и нельзя сбрасывать со счетов раннюю одарённость ребёнка: «Ребенок, единственный среди взрослых, играл с нянями в детской у окна, что-то шепча. Вдруг с просиявшим личиком он приполз к бабушке и застенчиво сел на полу возле неё.
– Баба: окошко – кошка, слышишь? Стол – пол.
Арсеньева прислушалась:
– Что же, Миша, стол – пол?
Видя, что бабушка его не понимает, он отвернулся недовольный, сам же объяснить не мог.
Афанасий Алексеевич спросил:
– А может, он в стихи играет? Ведь стол и пол – рифма. Кошка и окошко – тоже.
Гости заинтересовались:
– А сколько ему?
– Немного больше двух с половиной.
– Рано. Разве кто насчёт рифмы в таком раннем возрасте понимает? Ведь он говорить ещё толком не умеет.
Не зная ещё грамоты, едва умея ходить и предпочитая ползать, маленький Лермантов хорошо уже мог произносить слова и любил говорить в рифму. Это тогда ещё было замечено и дворовыми и несколькими соседями, которые часто бывали у Арсеньевой. К этому его никто не приучал, да и довольно мудрено в таком возрасте приучить к разговору в рифму!» [Т.Н.Толстая, 1964].
В итоге этих детских развлечений Миша затем стал великим поэтом, а мог бы – и художником!
Каков главный урок? С двух до четырёх лет ребёнку лучше позволять максимум возможного.
И тогда он станет кем-то значимым в этой жизни!