«Плацкартных вагонов не должно существовать в XXI веке, они не соответствуют современным представлениям об уровне комфорта», – написал мне один из читателей. «Почему их вообще до сих пор производят?» – спросил другой. Вопрос и правда кажется справедливым на первый взгляд. Но только на первый.
У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Безальтернативный плацкарт
Действительно, если изучить опыт других стран, то окажется, что плацкарты как таковые существуют в основном на железных дорогах стран бывших советских республик. Что-то похожее есть в Индии и Китае. В Китае, правда, уже совсем немного, потому что там наступила эра скоростных поездов.
В Европе для абсолютного большинства перевозок используются сидячие вагоны. Но в Европе все близко. Думаю, РЖД и государство с удовольствием возило бы людей в сидячках, ведь в них помещается гораздо больше пассажиров. В плацкартном вагоне едут 54 человека, в вагоне «Сапсана» 66 мест, в вагоне «Ласточки» их может быть больше сотни. Только вот если пустить по России сидячие вагоны, поездами пользоваться перестанут. Ездить сидя на небольшие расстояния до 3-4 часов желающих много. Дальше уже начинаются проблемы.
Таким образом, перед РЖД стоит вопрос: как перевести максимальное количество пассажиров в лежачем положении в одном вагоне. И тут есть по большому счету два варианта: либо плацкартный вагон на 54 места, либо двухэтажный купейный вагон на 64 места.
Субсидии и не только
Двухэтажный купейный вагон, на мой взгляд, куда комфортнее плацкарта. Но с ним есть проблемы. Во-первых, он не везде может проехать. Во-вторых, таких вагонов немного. Во-третьих, они требуют специальных локомотивов и обслуживания. В-четвертых, есть пассажиры, которые не ездят в купе. Но есть пятое и самое главное. Государство почему-то субсидирует только перевозки в плацкарте. И пока это продолжается, РЖД будет возить в плацкарте, и покупать новые плацкартные вагоны.
И единственное, что может делать пока РЖД в этой ситуации, – это вместе с производителем улучшать вагон. Надо сказать, что получается неплохо. Последние модели Тверского завода выглядят очень современно. Индивидуальные розетки, светильник, душевые в каждом вагоне, хорошая вентиляция. В таких вагонах ехать часто не хуже, чем в купейных.
Еще есть плацкарты со шторками, которые делают на базе старых вагонов, меняя начинку. В них тоже вполне комфортно. Настолько, насколько может быть комфортно в вагоне, где едут одновременно 54 человека.
На мой взгляд, главная проблема плацкартных вагонов в том, что уровень доходов в России не позволяет людям массово покупать билеты в купейные вагоны. Но тут уж претензии не к РЖД.
В поисках новой формы
В последние годы РЖД, кстати, пытаются уйти от концепции плацкартного вагона и найти какой-то еще решение, как разместить в одном вагоне лежа 54 человека, а то и больше. Пока получается не очень.
Насколько я знаю, версия с плацкартом, куда вставили шкаф-колонну к окну, пока не прижилась, и вагоны не вышли на маршруты.
Но в этом году показали вагон с капсулами, где все места лежачие боковые. Кажется, это хороший вариант, но опять же не для всех. Например, проехать в таком вагоне ночь одиночному путешественнику – запросто и с удовольствием. А ехать с семьей с маленькими детьми или пожилыми родственниками и багажом на юг – уже не получится.
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.