Образ России как главной угрозы для западного мира используется правящими элитам США и ряда европейских государств уже несколько веков. Но в XXI веке такие приемы из разряда внутренней пропаганды переходят в плоскость боевых действий в рамках гибридных войн. Зачем все это нужно? И чем может кончиться?
Война на всех фронтах
Охлаждение отношений Запада с России, начавшееся еще в 2010 году, резко ускорилось в 2014 году на фоне украинских событий и, похоже, достигло низшей точки к началу третьего десятилетия XXI века. В Москве, Вашингтоне и Брюсселе признают – отношения почти полностью разрушены и находятся фактически в фазе холодной войны. В итоге давление на Россию происходит на всех возможных фронтах – военно-политическом, экономическом и даже спортивном.
Проход британского эсминца в российских территориальных водах в Черном море вызвал гневную реакцию Москвы и ответное бряцание оружием со стороны Лондона. 1 августа командующий сил НАТО в Черном море адмирал Роберт Берк заявил что, маневры ВМС России нацелены на устрашение НАТО.
«Можно утверждать, что они (россияне - прим. Anews) провоцируют нас на то, чтобы мы нанесли удар первыми. Мы не собираемся делать это первыми без провокации, но при этом я не собираюсь требовать от своих командиров принимать первый удар в челюсть», - сказал Берк.
Соглашение между ФРГ и США по поводу газопровода «Северный поток -2» вызвало волну ярости, переходящей в истерику, как в рядах американский законодателей, так и в некоторых странах Европы (по преимуществу восточной). Президента США Джо Байдена и германского канцлера Ангелу Меркель обвинили в том, что они сделали грандиозный подарок президенту Владимиру Путину, а «Северный поток- 2» будет использоваться для агрессии против Украины.
При этом представители правительства Германии не раз отмечали, что у ФРГ в этом совместном с Россией проекте есть серьезные финансовые интересы. А эскалации на украинском направлении не хочет никто, включая Москву.
Борьба с Россией продолжилась и на Олимпиаде в Токио. Американская и британская пресса пестрела бесконечными гневными статьями в адрес российских атлетов, которые якобы чуть ли не все до одного замешаны в допинговых скандалах. Даже соперники россиян на спортивных площадках прямо заявляли, что представителей РФ на этих играх быть не должно. В дело даже был вынужден вмешаться МОК, который завил, что все допинг пробы россиян чисты.
Пропаганда и контрпропаганда
Резкая риторика Запада в отношении России – это не новация XXI века. Достаточно поднять архивы европейских газет XIX века, а уж о прошедшем столетии, когда СССР был возведен в ранг «Империи зла», и говорить нечего. Но тогда все подобные инсинуации в основном использовалось для внутреннего потребления.
В эпоху царской России информационное поле было крайне узким и локализованным на уровне элит. СССР и вовсе находился за глухим «железным занавесом». Но сейчас антироссийская пропаганда активно используется как оружие в гибридной войне, в которую России втянута уже много лет.
Создание образа врага и активная трансляция его вовне через глобальные средства массовых коммуникаций с одной стороны может являться эффективным средством борьбы с неугодным государством, в данном случае, Россией. Но у этого есть и обратная сторона. Попытки формирования негативного фона вокруг власти дают ей возможность активно заниматься контрпропагандой и использовать нападки извне как мобилизационный инструмент.
Так зачастую происходит и в России, где значительная часть населения страны как минимум с подозрением относится к антироссийским заявлениям со стороны Запада. А Москва активно использует такие «наезды» и отвечает на них в любимом со времен СССР стиле «а у вас негров линчуют». Тем более что с учетом происходящих в Европе и США социальный и политических катаклизмов, придать нашим «западным партнерам» образ злобны лжецов-русофобов, не видящих в своем глазу бревна, не так уж и сложно.
Между Западом и Китаем
Однако, похоже, что в глазах прогрессивной западной общественности статус России как «главного врага цивилизованного мира» скоро может пошатнуться. Приход к власти в США демократов во главе в Джо Байденом привел если не к попыткам как-то нормализовать двусторонние отношения, то хотя бы задуматься о такой возможности.
Байден, политик старой школы, сначала назвал Владимира Путина «убийцей», но потом настоял на двусторонней встрече, итогами которой, как казалось, оба президента были удовлетворены. Российский посол вернулся в Вашингтон, «Северный поток- 2» будет достроен, происходят продвижения в вопросах глобальной безопасности.
Что же, Запад стал лучше относиться к России? Вряд ли. Просто у США появился новый и гораздо более могущественный враг – Китай. И теперь внимание «вашингтонских ястребов» все более активно переключается на борьбу с Поднебесной империей, и экономическую, и информационную. Американцы уже прямо обвинили Китай в искусственном создании коронавируса COVID-19, и, похоже, это только начала.Но воевать на два фронта – с Россией и Китаем - сейчас уже не может даже мощная «Машина добра».
В итоге нападки на Россию могут утихнуть. И в этих условиях у Москвы появляется очень интересный шанс сыграть на противоречиях между США и Китаем, преследуя свои геополитические интересы. Удастся ли это сделать? Похоже, что ответ мы узнаем уже в ближайшие годы.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал