Как известно Минтруд и Роспотребнадзор выпустили разъяснения согласно которым, главные санитарные врачи субъектов вправе определить категории работников, которые обязаны поставить прививку.
Однако нельзя забывать, что работники имеют право отказаться от них.
Отказ в свою очередь, по мнению, чиновников предполагает возможность отстранения работника выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
Как утверждает Минтруда основанием для отстранения являются положения п. 2 ст. 5 Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ и абзаца восьмого части первой ст. 76 Трудового кодекса РФ.
Законодательство действительно указывает на наличие права у главных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Вместе с тем, игнорируются многие важные моменты, так п. 3 статьи 5 Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ говорит, что сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательным прививкам, должны быть утверждены Минздравом России.
А теперь давайте вспомним, кто на практике установил сроки для постановки прививок? Главный санитарный врач субъекта РФ, тем самым подменив уполномоченный орган государственной власти.
Таким образом, органы госвласти данный пункт игнорируют и а также не обращают внимание на то, что постановлениями главных санитарных врачей субъектов РФ устанавливается более широкий перечень категорий работников, чем тот, который содержится в приказе Минздрава.
Кроме того в разъяснениях говорится о том, что граждане могут отказаться, но только ценой отстранения от работы.
В качестве обоснования возможности отстранения чиновники ссылаются на п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ и абзаца восьмого части первой ст. 76 ТК РФ.
Однако статья 76 ТК РФ основания для отстранения из-за отсутствия прививок не содержит.
Трудовой кодекс РФ действительно позволяет отстранять от работы и в так называемых "иных случаях", но с оговоркой, что такие случаи закреплены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (то есть такие основания должны быть установлены федеральными органами власти).
В свою очередь главный санитарный врач субъекта РФ не является "федеральным органом власти", а потому не может устанавливать дополнительные основания для отстранения.
Ради справедливости, стоит отметить, что в данном случае и сами главные санитарные врачи в официальных документах ничего про необходимость отстранения не пишут, только вещают об этом с трибун.
В заключении напомним, что законодательством не предусмотрена возможность переложения ответственности государственных органов в сфере здравоохранения на работодателей, что подтверждено и судебными инстанциями.
Свердловская область: Суд отменил требование Роспотребнадзора о прививках
Московская область: Суд признал незаконным возложение на работодателя обязанности организовать проведение прививок
В итоге видится, что оснований для отстранения от работы работников, не включенных в перечень установленный Правительством, не установлено.
Соответственно отстраненные работники могут попытать счастье и оспорить приказ работодателя об отстранении, так уже 18 работников подали иски против работодателя.
Смотрите видео на YouTube, следите за мной в соцсетях и ставьте нравится 👍!