Найти тему
Отворотка

Русский Север 2011: от Каргополя до Пинеги (День 5, Часть 2)

Предыдущая часть...

День 5, Часть 2
22.09.11 - Четверг
Вершинино - Онега

Следующая точка, в которую мы заглянем, это д. Пияла. Там стоит Вознесенская церковь 1651г.

Русский Север!.. Нельзя остаться равнодушным к его притягательной суровой красоте. У каждого, кому посчастливилось оказаться в этих местах, в сердце рождается любовь к ним, время от времени напоминающая о себе непонятной тоской и заставляющая возвращаться туда снова и снова. Но что же там такого пленительного? Неужели у кого-то могут затронуть нотки души темные мрачные леса, широкие реки с высокими берегами, деревни с серыми огромными избами?.. Кажется, что ни у кого, а на самом деле стоит увидеть стройные изумрудные ели на залитом солнцем берегу скованной сверкающим льдом реки – как каждый начинает жалеть, что он не художник и не может запечатлеть открывшееся взору великолепие, а художник тут же хватается за кисть и творит шедевры. Подходишь поближе к избам и с изумлением замечаешь переплетения узоров под козырьками крыш. Причем "небо" каждого дома украшено своим простым, но неповторимым, понятным и оттого приятным глазу рисунком. Стоит же увидеть впереди стройный шатер церкви, как душа наполняется чувством прекрасного. Ты понимаешь насколько каждое творение мастеров деревянного зодчества уникально и притягательно. Смотришь во все глаза и не оторвешься... Душа поет...

-2

Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу — создать ощущение взлета ввысь, идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, "к горнему". Вознесенская же церковь замечательна тем, что являет собой зрелый образец стиля. Её формы доведены до классической завершенности.

-3

Церковь крещатая в плане — квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Он переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Устремленность шатра ввысь направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, венчающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к ним тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок — ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.

Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Принято считать, что перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь. "Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью", — записал летописец о возведении коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви.

-4
-5

С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, позже: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам.

-6

По обшивке повала с алтарной стороны есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: 1651-й — год постройки церкви — начальное, сравнительно спокойное время царствования “тишайшего” царя; в 1652 году Никон, будущий патриарх, проплывая по Онеге с мощами митрополита Филиппа, мог видеть эту церковь. Все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас, и вот эта церковь, что рядом с нами, — она делает это далекое явным, потому, что сама существует въяве и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три с лишним века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми конца XX века, стоит, как и встарь, стройно, ни в чем не отклонившись от вертикали. “Стоит как стопочка”, — говорят про неё (встарь так говорили о шатровых церквах, сравнивая со стопкой или со свечой).

-7
-8
-9

В общем, церковь фантастически красивая. Ксюха идет в деревню, искать того, кто нам ее откроет. Долго она ходила по деревне, как будто все вымерли, но найти бабульку, которая нам откроет церковь, удалось. Внутри сохранились небеса.

-10
-11
-12
-13

Бабулька рассказала, что сюда приезжали какие-то охотники за сокровищами, прикрываясь научными сотрудниками. Внутри церкви они искали хоры, которые были забиты наглухо, они думали, что в них спрятано что-то ценное. Оторвав всю обшивку и не найдя хоры, внутри они ничего не обнаружили и уехали, оставив за собой беспорядок и разруху.

Некогда в Пияле сохранялся обычный для Онеги “тройник”. Сейчас второй церкви — Климентовской, кубоватой, нет, она сгорела, а была тоже XVII века (1685).

-14
-15

Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 годом). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик.

-16

Отправляемся дальше....

-17

Начинает потихоньку вечереть. Надо торопиться.
Заезжаем в следующее село, Сырья. Там когда то был Сырьинский монастырь.

Сырьинский монастырь - самый древний монастырь в Онежском уезде. Основан он был ранее Соловецкого монастыря. По историческим данным монастырь был деревянным, вокруг него имелась деревянная ограда. Положение монастыря было подорвано в 18 веке патриархом Никоном, который, вероятно опасаясь конкуренции для своего крестного монастыря на Кий-острове, переселил большинство монахов из Сырьи на Кий.

В настоящее время на месте монастыря остался лишь один храм Святой Великомученицы Екатерины, построенный в 19 веке. Стоит он на угоре, и от храма, открывается великолепный вид на лесной массив, находящийся в низине.

-18
-19
-20
-21
-22
-23

Помимо храма в деревне есть часовня Преподобного Кирилла Сырьинского, которая, по некоторым данным, была построена в 1883 году, а отреставрирована в 1989.

-24

Едем дальше, в Верховье.

-25

На сегодняшний день это последняя точка, которую мы успеем посетить. Из-за плохой дороги, просто никак не получается за световой день доехать от Вершинино до Онеги (уже во второй раз).

В 70 километрах вверх по реке Онеге по правой стороне в нее впадает бойкая речка Мудьюга. По ее берегам раскинулись русские поселения - деревни. В 7 километрах вверх по реке Мудьюге расположена деревня Верховье (Верховье Мудьжское).

Г.П.Гунн. Каргополье - Онега, М., Искусство, 1989.

Верхнемудьюжский ансамбль, представляющий исключительную историческую и культурную ценность, должен сберегаться с особенной тщательностью - он единственный из уцелевших. Схожий тройной ансамбль, стоявший недалеко отсюда, в Усть-Коже, сгорел в 1985 году, а точнее, не тая правды, его сожгли."
-26
-27

Всё это было!

10 августа 1997 года Верхнемудьюжский погост сгорел и сгорел в престольный деревенский праздник - день Смоленской иконы Божией Матери.

-28

От некогда большого села в 200 домов и 1000 жителей сейчас осталось несколько домов с несколькими пожилыми жителями и Смоленская часовня на противоположном берегу реки, на краю деревни.

-29
-30

Смоленская часовня расположилась особняком на краю деревни. В 90х года в часовне был еще полностью сохранившийся иконостас, написанный явно кем-то из местных иконописцев. Слишком не похожи были лики на привычные взгляду работы, безусловно, северного письма.

-31
-32

Одной глухой зимой девяносто какого-то года весь иконостас был из Верховья тихо вывезен, попросту украден. И даже если кто из местных жителей и заметил подозрительную машину за фермой, из дома бы все равно не вышел, - зимой дом становится крепостью, нередко и медведь по задам деревни гуляет.

-33
-34
-35

Печально все это. Сейчас наверно иконостас лежит, где-нибудь за границей, в какой-нибудь частной коллекции.

Вспоминается история, которую рассказала сотрудник Кенозерского парка Марина Николаевна Мелютина.
В одной из часовен в Кенозерье так же зимой, украли небеса. Естественно никто ничего не видел, да и в деревне было всего несколько бабушек. Начали разыскивать эти небеса. Результатов нет, и вдруг, эти небеса всплывают на одном из интернет аукционов, за неимоверно большие деньги! Естественно начали разыскивать этого человека, который небеса выставил на продажу, но видимо он понял, что его ищут, и ищут не покупатели, а правоохранительные органы, естественно о сразу снял все с продажи и все, теперь эти небеса можно считать утерянными.

Уже почти стемнело, до Онеги остается совсем немного. По дороге встречаем зайца.

В Онеге размещаемся в гостевом доме “Аленушка”. За адекватную цену в нашем распоряжении нижний этаж дома.
В доме стоит печка, есть горячая вода и душевая кабина.

-36
-37
-38

Домик очень уютный. Нам очень понравилось!

-39
-40

Все, пора спать, на завтра запланирована поездка в Возогоры....

PS
За этот день мы довольно устали, за 11 часов мы проехали всего чуть меньше 400км, но по такой дороге это тяжеловато....

Продолжение....

  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
  • За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме