День 5, Часть 2
22.09.11 - Четверг
Вершинино - Онега
Следующая точка, в которую мы заглянем, это д. Пияла. Там стоит Вознесенская церковь 1651г.
Русский Север!.. Нельзя остаться равнодушным к его притягательной суровой красоте. У каждого, кому посчастливилось оказаться в этих местах, в сердце рождается любовь к ним, время от времени напоминающая о себе непонятной тоской и заставляющая возвращаться туда снова и снова. Но что же там такого пленительного? Неужели у кого-то могут затронуть нотки души темные мрачные леса, широкие реки с высокими берегами, деревни с серыми огромными избами?.. Кажется, что ни у кого, а на самом деле стоит увидеть стройные изумрудные ели на залитом солнцем берегу скованной сверкающим льдом реки – как каждый начинает жалеть, что он не художник и не может запечатлеть открывшееся взору великолепие, а художник тут же хватается за кисть и творит шедевры. Подходишь поближе к избам и с изумлением замечаешь переплетения узоров под козырьками крыш. Причем "небо" каждого дома украшено своим простым, но неповторимым, понятным и оттого приятным глазу рисунком. Стоит же увидеть впереди стройный шатер церкви, как душа наполняется чувством прекрасного. Ты понимаешь насколько каждое творение мастеров деревянного зодчества уникально и притягательно. Смотришь во все глаза и не оторвешься... Душа поет...
Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу — создать ощущение взлета ввысь, идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, "к горнему". Вознесенская же церковь замечательна тем, что являет собой зрелый образец стиля. Её формы доведены до классической завершенности.
Церковь крещатая в плане — квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Он переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Устремленность шатра ввысь направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, венчающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к ним тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок — ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.
Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Принято считать, что перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь. "Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью", — записал летописец о возведении коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви.
С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, позже: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам.
По обшивке повала с алтарной стороны есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: 1651-й — год постройки церкви — начальное, сравнительно спокойное время царствования “тишайшего” царя; в 1652 году Никон, будущий патриарх, проплывая по Онеге с мощами митрополита Филиппа, мог видеть эту церковь. Все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас, и вот эта церковь, что рядом с нами, — она делает это далекое явным, потому, что сама существует въяве и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три с лишним века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми конца XX века, стоит, как и встарь, стройно, ни в чем не отклонившись от вертикали. “Стоит как стопочка”, — говорят про неё (встарь так говорили о шатровых церквах, сравнивая со стопкой или со свечой).
В общем, церковь фантастически красивая. Ксюха идет в деревню, искать того, кто нам ее откроет. Долго она ходила по деревне, как будто все вымерли, но найти бабульку, которая нам откроет церковь, удалось. Внутри сохранились небеса.
Бабулька рассказала, что сюда приезжали какие-то охотники за сокровищами, прикрываясь научными сотрудниками. Внутри церкви они искали хоры, которые были забиты наглухо, они думали, что в них спрятано что-то ценное. Оторвав всю обшивку и не найдя хоры, внутри они ничего не обнаружили и уехали, оставив за собой беспорядок и разруху.
Некогда в Пияле сохранялся обычный для Онеги “тройник”. Сейчас второй церкви — Климентовской, кубоватой, нет, она сгорела, а была тоже XVII века (1685).
Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 годом). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик.
Отправляемся дальше....
Начинает потихоньку вечереть. Надо торопиться.
Заезжаем в следующее село, Сырья. Там когда то был Сырьинский монастырь.
Сырьинский монастырь - самый древний монастырь в Онежском уезде. Основан он был ранее Соловецкого монастыря. По историческим данным монастырь был деревянным, вокруг него имелась деревянная ограда. Положение монастыря было подорвано в 18 веке патриархом Никоном, который, вероятно опасаясь конкуренции для своего крестного монастыря на Кий-острове, переселил большинство монахов из Сырьи на Кий.
В настоящее время на месте монастыря остался лишь один храм Святой Великомученицы Екатерины, построенный в 19 веке. Стоит он на угоре, и от храма, открывается великолепный вид на лесной массив, находящийся в низине.
Помимо храма в деревне есть часовня Преподобного Кирилла Сырьинского, которая, по некоторым данным, была построена в 1883 году, а отреставрирована в 1989.
Едем дальше, в Верховье.
На сегодняшний день это последняя точка, которую мы успеем посетить. Из-за плохой дороги, просто никак не получается за световой день доехать от Вершинино до Онеги (уже во второй раз).
В 70 километрах вверх по реке Онеге по правой стороне в нее впадает бойкая речка Мудьюга. По ее берегам раскинулись русские поселения - деревни. В 7 километрах вверх по реке Мудьюге расположена деревня Верховье (Верховье Мудьжское).
Г.П.Гунн. Каргополье - Онега, М., Искусство, 1989.
Верхнемудьюжский ансамбль, представляющий исключительную историческую и культурную ценность, должен сберегаться с особенной тщательностью - он единственный из уцелевших. Схожий тройной ансамбль, стоявший недалеко отсюда, в Усть-Коже, сгорел в 1985 году, а точнее, не тая правды, его сожгли."
Всё это было!
10 августа 1997 года Верхнемудьюжский погост сгорел и сгорел в престольный деревенский праздник - день Смоленской иконы Божией Матери.
От некогда большого села в 200 домов и 1000 жителей сейчас осталось несколько домов с несколькими пожилыми жителями и Смоленская часовня на противоположном берегу реки, на краю деревни.
Смоленская часовня расположилась особняком на краю деревни. В 90х года в часовне был еще полностью сохранившийся иконостас, написанный явно кем-то из местных иконописцев. Слишком не похожи были лики на привычные взгляду работы, безусловно, северного письма.
Одной глухой зимой девяносто какого-то года весь иконостас был из Верховья тихо вывезен, попросту украден. И даже если кто из местных жителей и заметил подозрительную машину за фермой, из дома бы все равно не вышел, - зимой дом становится крепостью, нередко и медведь по задам деревни гуляет.
Печально все это. Сейчас наверно иконостас лежит, где-нибудь за границей, в какой-нибудь частной коллекции.
Вспоминается история, которую рассказала сотрудник Кенозерского парка Марина Николаевна Мелютина.
В одной из часовен в Кенозерье так же зимой, украли небеса. Естественно никто ничего не видел, да и в деревне было всего несколько бабушек. Начали разыскивать эти небеса. Результатов нет, и вдруг, эти небеса всплывают на одном из интернет аукционов, за неимоверно большие деньги! Естественно начали разыскивать этого человека, который небеса выставил на продажу, но видимо он понял, что его ищут, и ищут не покупатели, а правоохранительные органы, естественно о сразу снял все с продажи и все, теперь эти небеса можно считать утерянными.
Уже почти стемнело, до Онеги остается совсем немного. По дороге встречаем зайца.
В Онеге размещаемся в гостевом доме “Аленушка”. За адекватную цену в нашем распоряжении нижний этаж дома.
В доме стоит печка, есть горячая вода и душевая кабина.
Домик очень уютный. Нам очень понравилось!
Все, пора спать, на завтра запланирована поездка в Возогоры....
PS
За этот день мы довольно устали, за 11 часов мы проехали всего чуть меньше 400км, но по такой дороге это тяжеловато....
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
- За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме