Найти тему

Раскулачивание на Ставрополье (часть 2)

Село Константиновское, в котором жили мои родственники по дедушкиной линии, о которых писала в первой статье было довольно большим и зажиточным по тому времени. Много крепко стоящих на ногах крестьян.

А вот почему раскулачили семью моей бабушки, которые жили в селе Камбулат Туркменского района Ставропольского края, был ей до конца жизни не понятен.

Рассказывала мне: «Корова была одна, лошадь старенькая, овцы, ну куры, утки. Бывало зарежут петуха на большой праздник, мужиков много, а я что, мне четыре года, косточки отдадут обсасывать».

-2
-3

В декабре 1930 года, несмотря на то, что уже были раскулачены и высланы из мест своего проживания тысячи семей, признанные кулацкими, правительство требовало выселения новых кулацких семей и в свою очередь вернуло краевым и областным исполкомам, СНК автономных республик право видоизменять применительно к местным условиям признаки кулацких хозяйств.

Определяющие признаки, которые были актуальны в конце 20-х годов и в начале 30-х уже изжили себя и подавляющее большинство тех, кто подходил по имевшимся на тот момент признакам уже были раскулачены.

Бабушка в силу своего малого возраста ничего толком не смогла рассказать.

Предполагаю, что был какой-то из нижеперечисленных факторов.

Например, что-то подобное (из источников):

Хозяйство Шумакова П. М. с хутора Верхний Егорлык Ставропольского района было отнесено к категории зажиточных при наличии 2,5 десятин посева на 6 членов семьи. Хозяйство Погожева А. С. с того же хутора было признано зажиточным, хотя в нем были пара лошадей, корова с телком, телка, четыре овцы и немного посева. Причисление этих хозяйств к зажиточным и наложение на них твердых заданий мотивировалось тем, что они до начала сплошной коллективизации разбазарили по несколько пар рабочего и рогатого скота и сократили посевные площади с целью самообеднячивания.

Широко практиковались в начале 30-х годов конфискации имущества и наложение клейма «зажиточный» или «кулак» за невыполнение плана хлебозаготовок, невыплату налогов, хотя крестьянин не выполнял планов часто не по нежеланию, а из-за непосильности их для хозяйства. Например, крестьянин из села Татарки Косинов А. А. в 1930 году был осужден и выслан за пределы края за невыполнение хлебозаготовок. Его хозяйство можно охарактеризовать скорее как бедняцкое, потому что на 9 членов семьи приходилось 2 коровы, 2,34 десятины посева. От репрессий крестьянина не спасло даже то, что два его сына служили в Красной Армии.

-4

Бабушка рассказывала:" Погрузили нас в телеги, мамка плачет, и повезли в неизвестном направлении".