Меня с юности интересовал вопрос – как великие люди становятся великими? Зависит ли восхождение к карьерным высотам исключительно от человека, его талантов, трудолюбия, настойчивости? Какова роль случая в становлении биографии?
Именно поэтому я заинтересовалась книгой Натальи Кончаловской о своем знаменитом деде Василии Сурикове, который стал одним из родоначальников династии Михалковых. Но, согласно этой книге, без помощи посторонних, облеченных властью людей биография В.Сурикова не состоялась бы при всем его таланте и трудолюбии. Хотя на эту ситуацию можно посмотреть и по-другому, наоборот – талант и трудолюбие привлекают к себе удачу в виде помощи посторонних людей.
А какие еще черты характера, кроме трудолюбия и способностей к выбранному делу, должен иметь человек, чтобы подняться из небытия, заявить о себе миру?
Все мы, тут пишущие в Дзен, наверное, тщеславны в какой-то степени, раз хотим, чтобы наши мысли кто-нибудь прочитал. И многие хотят знать, где зарыт ключ к успеху.
Мне, конечно, никогда не светило стать актрисой, но все равно всегда было интересно, как люди становятся известнейшими актерами. Особенно, когда эти люди родились не в Москве на «золотой миле», где-то в районе Арбата, а в обычной захолустной Тьмутаракани.
Недавно показали по ТВ, как в Москве хоронили Василия Шукшина. Оказывается, это был первый случай до похорон Высоцкого, когда в Москве на похороны актера и писателя собралась такая уйма народу, что были перекрыты все улицы в центре. А ведь как раз Шукшин именно тот человек, родившийся в далекой Сибири в небольшом селе. Какие у него, вообще, были шансы стать известным человеком?!
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) – харизматичная фигура в советском кинематографе и советской литературе.
Знаменитый артист прославился благодаря ярким ролям в кино и незаурядным книгам. Василий Шукшин мечтал стать сценаристом и публиковать рассказы, но его карьера сложилась даже лучше, чем он мог ожидать. Выбравшись из глубинки, в столице Василий Макарович проявил актерский талант в фильме «Два Федора». Впоследствии он не только играл в кино, но и сам снимал картины и писал к ним сценарии. Фильм «Калина красная» стал настоящим прорывом режиссера.
Прочитав на многих сайтах биографию В.М.Шукшина, была немного озадачена: она у Шукшина – какая-то местами подозрительная, а местами как у всех. Детство Шукшина было трудным. Он появился на свет в простой крестьянской семье в с. Сростки Алтайского края. В 1933 г. его отца Макара Шукшина расстреляли в период коллективизации, и его матери пришлось одной растить сына и дочь. Потом у Шукшина появился отчим, но и он погиб на войне. В юности Шукшин хотел получить образование в автотехникуме, но был оттуда отчислен за неуспеваемость. Потому что ему приходилось работать, чтобы помогать семье. Его жизнь изменилась после призыва в армию - там будущий режиссер написал первые рассказы. Но начинающего писателя отправили домой из-за открывшейся язвы.
Вернувшись домой, Василий Макарович экстерном получил аттестат зрелости, и каким-то образом стал учителем русского языка и литературы, а затем несколько месяцев проработал директором школы.
В 1954-ом Шукшин отправился в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа, но по воле судьбы оказался на режиссерском.
Вот здесь начинаются пробелы в биографии Шукшина. Как Шукшин получил паспорт для поездки в Москву? Ведь только 28 августа 1974 г. в СССР разрешили колхозникам на руки выдавать паспорта. Но, может быть, директор школы не числился колхозником?
Вот какой уверенностью в себе и бесшабашностью нужно было обладать сыну репрессированного из деревни поехать в Москву учиться на режиссера?!
Уже через два года Шукшин дебютировал в кино в эпизоде в «Тихом доне», а затем сыграл главного героя в картине «Два Федора».
Но при этом артист не бросал и литературу. В 60-х вышел первый сборник повестей В.Шукшина
Его рассказы стали основой для сценария картины «Живет такой парень». Лента попала в конкурсную программу Венецианского фестиваля. Популярность Шукшина росла с каждым фильмом: «Ваш сын и брат» получил Госпремию РСФСР, роль Василия Макаровича в «Печках-лавочках» стала одной из лучших в его карьере. А «Калина красная» вовсе стала культовой.
Не так гладко обстояли сердечные дела артиста. Личная жизнь Василия Шукшина была бурной: его таланты и обаяние как магнитом притягивали представительниц противоположного пола.
Вот что рассказывал про Василия Шукшина Борис Щербаков в телепередаче «Последний день» в 2016г.
Его первой любовью стала девушка из родного села Мария Шумская. Пара расписалась, когда Шукшин еще был студентом и приехал в Сростки на каникулы. Свадьба закончилась скандалом: артист вернулся домой один – молодая жена не захотела перебраться с ним в столицу, боясь неопределенности. Шукшин страшно обиделся на отказ жены на переезд.
Позднее отец Марии Шумской, приехал в Москву выяснять отношения с зятем и чуть не зарезал его. Шукшина спас сосед по комнате, схватив сурового тестя за руку. Говорят, что Шукшин так и не развелся с первой женой, а просто «потерял паспорт».
Отцом второй как бы жены Шукшина (в 1963 – 1964) – Виктории Сафроновой – был дважды лауреат Сталинской премии, Герой Соц.Труда, в 1953 – 1986 г.г. – редактор журнала «Огонек», а до этого секретарь Союза писателей. Интересно, носил ли Шукшин в этот журнал свои рассказы?
В свой первый последипломный фильм «Живет такой парень»(1964) Шукшин пригласил сниматься поэтессу Беллу Ахмадуллину, отец которой был крупным работником Таможенного комитета СССР. Говорят, что в процессе съемок Шукшин пережил с Беллой бурный роман, наставив рога писателю Юрию Нагибину, который был одним из богатейших людей в СССР. Ему отдавали сердца самые красивые девушки страны. Нагибин развелся с Беллой только в 1968г.
И я уже выше отметила, что первый фильм Шукшина как-то сразу попал на международный кинофестиваль в Венеции (в 1964г.) и получил первый приз в номинации «фильм для детей».
В 1964 по 1967 гг. Шукшин был как бы в браке Лидией Александровой, которую впоследствии узнают в мире советского кино как Чащину. Роман у них развивался быстро: сыграв свадьбу без росписи и загса, в лунную ночь пара написала клятву верности кровью. Тогда Лидии казалось, что это важнее штампов в паспорте, но уже через несколько дней избранник разорвал этот заветный листок из-за ревности к однокурснику. Потом Лидия говорила, что Шукшин негативно влиял на нее, научив ее пить и кутить по полночи. Еще Лидия жаловалась на жадность Шукшина. По ее словам ей приходилось выпрашивать деньги даже на чулки. Щедрость артиста распространялась только на семью: на свои деньги он построил матери шикарный дом в селе, водил сестру по ГУМу, покупая ей одежду, обеспечивал осиротевших племянников.
При этом с 1964 г. Шукшин параллельно сожительствовал с актрисой Лидией Федосеевой. Сибиряцких сил хватало, казалось бы, на все: на женщин, алкоголь, табак и кофе
В 60-е у Шукшина были и другие увлечения. Например, роман Ноны Мордюковой и Василия Шукшина начался на съемках фильма «Простая история». «Вася был холостой, он предлагал: «Ты ни с кем не сживешься, только со мной. Мы созданы друг для друга» Я бы полетела за ним», - признавалась при жизни Мордюкова. Но, несмотря на чувства, актриса не решилась уходить от супруга Вячеслава Тихонова. А как хорошо они подходили друг к другу!
Жизнь Василия Шукшина изменилась на съемках картины «Какое оно, море?», где он играл с Лидией Федосеевой. Только с этой актрисой Шукшин смог остепениться и создать настоящую семью. А, может, возраст уже такой у Василия Макаровича подошел. Супруги вместе прожили 10 лет.
В 1974-ом на съемках картины «Они сражались за Родину» В.Шукшин скончался от инфаркта миокарда. За эту роль он получил посмертно Ленинскую премию.
Повторюсь: В.М.Шукшин получил Государственную премию СССР, Государственную премию РСФСР, орден Трудового Красного знамени, Ленинскую премию. И все это за 45 лет жизни.
Так в чем причина такого феноменального успеха и народной любви?
Вот что пишет А.Красильщиков о Василии Шукшине.
«Сибиряк» - это был такой раскрученный бренд в СССР. Сибиряков было принято считать людьми особо русскими, особо крепкими, опорой державы. В табели биологической ценности сибиряки шли сразу за москвичами, ленинградцами, одесситами.
Потом в то время зарождалась мода на писателей-деревенщиков, представлявшая собой легкую форму фрондирования. И причина этого – индустриализация: появилось большое количество горожан в первом- втором поколениях, а Шукшин как писатель, как раз выражал их глубокую печаль по оставленным «малым Родинам».
И вот на этом культурном фоне появился в Москве симпатичный и напористый сибиряк-деревенщик, бывший моряк, не дурак выпить, уверенный в своих талантах. К тому же сын репрессированного (отца расстреляли в 1933г.), что тоже ценилось в определенных интеллигентских кругах. Заметим, что первый опубликованный рассказ Шукшина назывался не лишь бы как, а «Двое на телеге», первая книга – «Сельские жители» (1963)
«Москве просто не оставалось ничего делать, кроме как лечь к его ногам, обутым в кирзовые сапоги». ( Цитата из очерка С.Залыгина «Герой в кирзовых сапогах»).
Какие можно делать выводы из биографии Шукшина в связи с моим вопросом в начале статьи?
Люди, которым свойственна внутренняя смелость, начинают что-то делать, изменяя кардинально свою жизнь, не всегда до конца понимая, зачем и почему. Но они доверяют себе и своим внутренним суждениям о себе.
Тут к месту цитата французской писательницы Анаис Нин: «жизнь сужается или расширяется пропорционально смелости человека». Однозначно, Шукшин был очень смелым и уверенным в себе человеком.
Но, как сказал польский сатирик Ежи Лец: «Чтобы носить очки, мало быть умным, нужно еще плохо видеть».
Т.е. не бывает в успехе чего-то одного. Нужно еще суметь попасть в нужное время в нужное место. А вы как думаете?