Найти тему

Кит Ричардс: Хрусть, и пополам!

The Rolling Stones, возможно, самая культовая рок-н-ролльная группа всех времен. За годы существования она стала чем-то вроде музыкального Сизифа. Будь то трагическая смерть участника-основателя Брайана Джонса в 1969 году или тот факт, что гитарист Кит Ричардс все еще жив, Stones за эти годы преодолели так много препятствий, что это не что иное, как чудо.

Вместе с их культовым брендом, красными похотливыми губами и выразительным языком, музыкальная раскрепощенность группы расположила к себе слушателей с тех пор, как в 1964 году был выпущен их прорывный альбом "The Rolling Stones" (в США вышел как "England's Newest Hit Makers"). Возглавляемые влиятельной парочкой Джаггер/Ричардса, The Stones оставили неизгладимый след в истории музыки.

Такие культовые треки, как "Wild Horses", "(I Can’t Get No) Satisfaction", "Jumpin’ Jack Flash" и "Paint It Black", внесли свой вклад в наследие группы. Однако никакое обсуждение бэк-каталога The Stones не было бы полностью завершено без их самого культового номера, "Gimme Shelter" 1969 года. Вступительный зонг блестящего альбома "Let It Bleed" не без оснований входит в число самых запоминающихся песен The Stones за всю их карьеру.

-2

Туманная антивоенная песня довольно жестко отражает суть времени; слушатель переносится в ту эпоху, рвет вверх по дельте реки Меконг на скоростном катере армии США, а песня гремит по радио. Благодаря строчкам: “Война, дети/ Это всего лишь на расстоянии выстрела” и “Я говорю тебе, что люблю тебя, сестра/ Это всего лишь прощальный поцелуй”, песня прочно засела в современном сознании.

Самой запоминающейся частью, несомненно, является волшебная сила приглашенной вокалистки Мэрри Клейтон, поскольку она поддерживает композицию, распевая в тандеме с Джаггером. Ее голос настолько силен, что смысл строки: “Насилие, убийство, это всего лишь на расстоянии выстрела/ Это всего лишь на расстоянии выстрела” целиком доходит до слушателя, когда ее голос срывается к концу песни.

Мэрри Клейтон
Мэрри Клейтон

Однако есть еще одна менее известная причина, по которой "Gimme Shelter" является культовой.

В интервью 2017 года очарованный странник Кит Ричардс вернулся мыслями к истокам композиции: “Я сидел у окна квартиры моего друга Роберта Фрейзера на Маунт-стрит в Лондоне с акустической гитарой, когда внезапно небо стало совершенно черным, и начался невероятный дождь”, — сказал он, добавив: "Это были просто люди, бегающие в поисках убежища — это был зародыш идеи. Мы углублялись в тему до тех пор, пока не выяснилось, что насилие и убийство — ”всего в двух шагах"".

Приведя в движение мозговые шестеренки, Ричардс приступил к подготовке блестящего апокалиптического предзнаменования. В 1995 году он подробно рассказал о других вещах, которые повлияли на песню. Об одной из них, войне во Вьетнаме, мы уже упоминали. Гитарист вспоминал: “Ну, это очень тяжелая, очень жестокая эпоха. Война во Вьетнаме. Насилие на экранах, грабежи и поджоги. И Вьетнам не был войной в том виде, в каком мы ее знали в общепринятом смысле. Дело во Вьетнаме было в том, что это не было похоже на Вторую Мировую войну, и это не было похоже на Корею, и это не было похоже на войну в Персидском заливе. Это была действительно ужасная война, и людям она не нравилась. Люди протестовали, и люди не хотели там сражаться. На самом деле это своего рода песня о конце света. Это апокалипсис, такова суть”.

Поэтому для такой мощной вещи Ричардсу нужен был инструмент, который мог бы справиться с тяжестью плохого предчувствия песни. На этот раз его священный пятиструнный Telecaster был отложен. Подобно королю Артуру, оставляющему Экскалибур дома перед битвой. Это решение может показаться немного безумным, однако для написания такой определяющей эпоху песни требовался звук чего-то другого.

Что типично для всей карьеры Кита Ричардса, он заполучил этот еще неизвестный инструмент благодаря удаче, после того, как гитара была забыта у него дома.

В интервью 2017 года он рассказал: “Это выглядело как копия модели Gibson, которую использовал Чак Берри. Все это было наново отделано и выкрашено, но звучало просто великолепно. Какой-то парень завалился ко мне на пару дней, а потом вдруг в спешке сбежал и оставил гитару, типа: ”Позаботься о ней для меня". Я, конечно, позаботился".

Точная модель гитары до сих пор окончательно не ясна, но если мы возьмем указания из приведенных выше слов Ричардса, можно предположить, что он имеет в виду классическую модель Чака Берри, наиболее ассоциируемую с пионером рок ‘н’ ролла — культовым Gibson ES-355 с полым корпусом.

На самом деле это в какой-то степени объясняет злой, напористый фузз гитары Ричардса в "Gimme Shelter", Gibson или его копия, полые корпуса хорошо известны своим резонансом. Неудивительно, что легендарный инструмент Ричардса кричит так, словно это действительно наступает конец света. В сочетании с пронзительным вокалом Клейтон, гитара уносит песню за пределы земных сфер. И вместе, Stones и Клейтон похожи на всадников апокалипсиса.

Ирония всего процесса записи и отношений Ричардса с этой гитарой заключается в том, что она развалилась в буквальном смысле. Во время записи, когда Ричардс тянет струны, умоляя человечество прекратить войну, писк, который вы слышите, — это когда головка грифа отваливается. Как будто дерево было физически повреждено, и передав предупреждение в песне о смерти и разрушении, оно решило покончить с этим.

Ричардс припомнил: “Вы можете услышать это на оригинальном треке. У этой гитары было только одно маленькое качество для этой конкретной вещи. В каком-то смысле это довольно поэтично, что инструмент умер в конце записи”.

Вот она, еще одна причина, по которой "Gimme Shelter" — такая культовая работа — идеальный антивоенный гимн, в котором есть скрежет голоса и поломка гитары. Звучно и буквально она передает наступление апокалипсиса и развал мира вокруг группы.